Предлагаю принять за основу расчётов параметров бюджета на 2014–2016 годы умеренно оптимистичный сценарий прогноза.

Предлагаю принять за основу расчётов параметров бюджета на 2014–2016 годы умеренно оптимистичный сценарий прогноза.

17.05.2013
Задать вопрос

Cреднегодовой рост ВВП в 2014–2015 годах в рамках основного сценария понижен с 4,4% до чуть менее 4%. Мы ожидаем, что после снижения роста до 2,4% в текущем году динамика экономики в 2014 году восстановится на уровне примерно прошлогоднем – 3,7%, а в 2015–2016 годах увеличится до 4% и более.

Основной вклад в рост ВВП будет вносить динамика потребительских расходов. Оборот розничной торговли и реальные доходы населения в ближайшей трёхлетке будут расти с темпом около 5% в год. Это обеспечит более половины всего прироста ВВП.

Мы также ожидаем, что с 2014 года наберёт силу инвестиционный спрос – должны сработать меры по улучшению инвестиционного климата. Ежегодный прирост инвестиций ускорится с 4,6% в текущем году до 7–8% в 2015–2016 годах, а норма накопления основного капитала повысится с нынешних 21% ВВП с небольшим до 24 % с лишним в 2016 году. В целом инвестиции будут обеспечивать около 40% прироста валового внутреннего продукта.

И, наконец, должны дать эффект меры по поддержке экспорта. Мы ожидаем, что с 2014 года реальный рост экспорта возобновится, но будет достаточно умеренным и не превысит 2%. Сдерживаться этот рост будет отсутствием потенциала для увеличения топливного экспорта. При этом экспорт машин и оборудования должен увеличиваться в 2015–2016 годах с темпами до 7% в год.

Кроме основного, умеренно оптимистичного варианта, были просчитаны ещё два варианта прогноза. Это консервативный вариант, который предполагает сохранение инерционных трендов и жёсткой денежной политики, он выводит экономику на траекторию роста примерно 3% в год. И это форсированный вариант, который предполагает активное улучшение предпринимательского климата, структурные, институциональные изменения в образовании, здравоохранении и жилищном секторе, реализацию масштабных транспортных и высокотехнологичных проектов. В таком случае можно ожидать существенного повышения темпов развития уже в среднесрочной перспективе до уровня 6% с лишним.

Безусловно, приоритетной целью должен быть выход на траекторию экономического роста именно по форсированному сценарию. Но при разработке бюджетных ориентировок мы предлагаем использовать более консервативный, умеренно оптимистичный вариант, который, кстати сказать, полностью учитывает бюджетное правило. Ускорение экономического роста и выход на траекторию основного варианта требуют реализации дополнительных мер. Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что эта задача актуальна не только с точки зрения текущей ситуации – разработать и начать реализовывать конкретные шаги важно уже сейчас, для того чтобы перейти на вариант ускоренного развития экономики.

По поручению Правительства Минэкономразвития совместно с другими министерствами разработало проект плана мероприятий, направленных на повышение темпов роста российской экономики. Среди них меры по снижению процентных ставок и повышению доступности кредитов. Среднегодовой темп роста кредитов предприятиям в 2013–2016 годах, по нашим оценкам, должен составлять не менее 16–18% в год.

Мы считаем также, что стимулирующий эффект для развития производства может дать ограничение роста цен и тарифов на товары и услуги инфраструктурных монополий. Соответствующие поручения, как сказал Дмитрий Анатольевич, даны Президентом и Председателем Правительства, но хочу обратить внимание, что в рамках сценарных условий параметры тарифов не пересматривались. Считаем необходимым тщательно проработать все возможные последствия ограничений их роста (в том числе с учётом инвестиционных программ инфраструктурных компаний, которые  сейчас пересмотрены в нижнюю сторону) и потом уже в составе прогноза в сентябре принять уточнённый вариант динамики. Это меры по улучшению предпринимательского климата, ускорение реализации Национальной предпринимательской инициативы, поддержка экспорта и поддержка малого бизнеса. В отдельную группу вынесены меры по повышению эффективности управления компаниями с госучастием – это внедрение лучших практик корпоративного управления и систем стимулирования менеджмента на основе ключевых показателей эффективности.

Важным элементом обеспечения темпов качественного роста экономики является реализация системообразующих проектов. В сценарных условиях представлен перечень проектов со значительным структурным эффектом. Проекты нацелены не только на то, чтобы поддерживать развитие соответствующих секторов экономики, но и на образование новых точек роста в смежных секторах. Среди ключевых проектов в области транспорта отмечу строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, расшивку узких мест на подходах к портам Дальнего Востока, увеличение пропускной способности Транссибирской магистрали и Байкало-Амурской магистрали, развитие Московского транспортного узла, реализацию мероприятий по развитию сети автомобильных дорог.

В список системообразующих проектов также включены проекты по развитию высокотехнологичных производств, в том числе проекты по развитию промышленности редкоземельных металлов, развитию научного и промышленного потенциала в области композитных материалов, наноструктурированных керамических изделий. Также существует целый ряд проектов в отраслях, направленных на развитие человеческого капитала и экономики знаний.

Суммарно потребность в финансировании ключевых проектов со стороны государства оценивается в 0,5–0,8% ВВП. Финансирование этих проектов предполагает как частные, так и государственные средства, при этом речь идёт не только о средствах федерального бюджета. Речь также идёт о ресурсах Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений, об их использовании на возвратной основе.

В заключение повторюсь: обозначенные мероприятия позволят достичь указанных параметров роста экономики и качества жизни населения. Эти параметры достижимы, но требуют активных действий, концентрации усилий на реализации мер, направленных на ускорение и обеспечение сбалансированного развития. Предлагаю принять за основу расчётов параметров бюджета на 2014–2016 годы умеренно оптимистичный сценарий прогноза.