О нарушениях антимонопольного законодательства

О нарушениях антимонопольного законодательства

21.03.2012
Задать вопрос

Мы завершили «третью волну» рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. К итогам проделанной работы можно отнести следующее: во-первых, на нефтяные компании было наложено штрафов на сумму более 20,7 млрд руб. Из этой суммы уже примерно 19 млрд руб. взыскано, оставшуюся сумму мы рассчитываем взыскать в ближайшее время. То есть в доход федерального бюджета практически полностью перечислены назначенные штрафы.

Какие уроки были извлечены из рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства? Я напомню, что «первая волна» началась в 2008—2009 гг., она касалась ситуации 2007 г. и кризисного 2008 г., когда нефтяные компании существенным образом увеличили цены в оптовом звене на нефтепродукты. Были вынесены решения и предписания в отношении четырех крупнейших вертикально интегрированных компаний. Эти решения были обжалованы в судах. Далее началась сложная работа в судах. В части из них мы выигрывали дела на первых этапах, в части — проигрывали, и было понятно, что дело должно завершиться в высшей судебной инстанции. И такое решение состоялось в отношении ТНК-ВР Холдинга, когда Высший арбитражный суд вынес решение в пользу Федеральной антимонопольной службы, а значит, и в пользу всех участников рынка.

«Вторая волна»: также имел место рост цен, когда компании начали направлять нефтепродукты на экспорт и «оголяли» внутренний рынок, следствием чего стал необоснованный рост цен. Также была возбуждена серия дел в отношении четырех нефтяных компаний, кроме того, компании попытались судиться с нами, но уже с учетом прецедентного решения по ТНК-ВР суды с самого начала стали склоняться в пользу Федеральной антимонопольной службы. Одна из компаний — «Газпром нефть» — попыталась продолжать с нами судебное разбирательство вплоть до Высшего арбитражного суда, но и в Высшем арбитражном суде был признан факт нарушения антимонопольного законодательства и был применен максимальный штраф за всю историю существования антимонопольных органов России, вообще административных правонарушений в сумме 4,7 млрд руб.

«Третья волна» имела уже совершенно иной характер рассмотрения. Нефтяные компании с самого начала решили не судиться с Федеральной антимонопольной службой, понимая, что уже устоялась судебная практика, что мы имеем отработанный инструмент анализа рынка, мы умеем качественно мониторить ситуацию на рынке и делать выводы относительно факторов нарушения антимонопольного законодательства. Поэтому компании сразу же перешли к устранению нарушений и их последствий. Я напомню, что первое нарушение касалось дизельного топлива зимнего и керосина — рост имел место в IV квартале 2010 г. А следующие две компании нарушили антимонопольное законодательство уже на рынке бензина — в течение II и III кварталов 2011 г. Компании признали факт нарушения и перечислили в доход федерального бюджета назначенные в отношении них штрафы.

Ситуация в целом благоприятно отразилась и на рынках, в том числе на ценах. Я напомню, что с 2007 г. по 2011 г. цены на внешнем рынке выросли примерно в 2,2 раза. Цены на бензин в России за это же время выросли примерно в 1,45 раза. Я напомню, что инфляция за это время составила 55%, то есть 1,55 раза. Цены на топливо отстали от темпов инфляции и при этом нефтяные компании продемонстрировали очень хорошие финансовые результаты, то есть стабильность на рынке была обеспечена при достижении общего баланса интересов как нефтяных компаний, так и потребителей.

Также произошли кардинальные институциональные изменения на рынке. Первое — это то, что в рамках наших предписаний были выданы нефтяным компаниям требования о продаже на бирже определенного объема нефтепродуктов. Напомню, что в 2011 г. нефтяные компании суммарно продали на бирже нефтепродуктов примерно 12% от объема поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, а в рамках предписания было установлено требование о продаже не менее 10% от поставки на внутренний рынок. Кроме того, мы начали внимательно мониторить и отслеживать ситуацию на сопряженных и на внешних рынках. Так называемая формула нетбэк (net-back), которую мы с вами достаточно регулярно обсуждали, стала общеупотребительной при оценке ситуации на рынках. Я могу сообщить, что 1 марта 2012 г. мы подписали соглашение с ММВБ-РТС о том, что эти площадки нам будут предоставлять на регулярной основе и информацию о ценах net-back по восьми важнейшим нефтепродуктам. Сейчас мы имеем возможность отслеживать эти индексы в ежесуточном режиме. Соответственно, имеем возможность применять эти показатели для оценки внутреннего рынка.