Что изменилось в налоговых декларациях в 2019 году

Подведем некоторые итоги ушедшего года. В декларации ежегодно вносятся изменения, что продиктовано внесением поправок в сам Налоговый кодекс. В частности, в 2019 году начал действовать целый ряд поправок, которые касаются валютного регулирования, а также регулирования НДС в отношении электронных услуг для иностранных компаний.
Эксперты / 11 января 2020, 15:30
Что изменилось в налоговых декларациях в 2019 году

Приказом ФНС России от 05.03.2019 № ММВ-7-3/118@ (зарегистрирован в Минюсте РФ 18.04.2019, регистрационный № 54419) внесены изменения в форму налоговой декларации по НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, порядок ее заполнения, а также формат представления в электронной форме. Изменения в основном связаны с переходом на исчисление и уплату НДС непосредственно иностранными поставщиками электронных услуг вне зависимости от категории покупателей таких услуг.

Указанный приказ вносит поправки в форму декларации по НДС для иностранных компаний, порядок ее заполнения и электронный формат декларации. Также изменения вносятся в коды видов услуг, оказываемых иностранными организациями в электронной форме.

Напомним, что по нормам ст. 5 НК РФ нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) деклараций или внесение изменений в действующие формы (форматы) деклараций, вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.

Это значит, что обновленная форма декларации по НДС для иностранных IT-компаний вступила в силу с 18 июня 2019 года и обязательна к применению при сдаче отчетности за II квартал 2019 года и далее.

Однако ранее ФНС порекомендовала иностранным компаниям применять обновленную форму декларации уже при сдаче отчетности за I квартал 2019 года.

Кроме этого, приказ вносит поправки в документы, которые необходимы для учета иностранных организаций в ФНС. Изменения вносятся в:

· электронный формат заявления иностранной организации о постановке на учет в налоговом органе в электронной форме;

· электронный формат заявления иностранной организации об изменениях в ранее сообщенных в налоговый орган сведениях.

Внесение изменений в перечисленные документы связано с тем, что с 1 января 2019 года все без исключения зарубежные поставщики электронных услуг обязаны встать на учет в российских налоговых органах для целей уплаты НДС.

В отчете обновили разделы 3 и 9. Теперь они соответствуют действующей редакции НК РФ. Добавили строки со ставкой 20%.

В декларации сохранили строки, чтобы отразить трансакции с применением ставки 18%. Они нужны, если потребуется отразить суммы по корректировочному счету-фактуре. Например, если в 2019 году продавец увеличил стоимость поставки 2018 года, он обязан применить налоговую ставку из первичного счета-фактуры (Письмо ФНС от 23.10.2018 № СД-4-3/20667@).

В части 3 появилась новая строка для экспортеров, которые отказались от нулевой ставки и представили в инспекцию заявление о своем решении (п. 7 ст. 164 НК). Такое право действует с января 2018 года. Сумму продаж за пределы России они смогут показать отдельно в графе 043.

В разделе 3 также появилось поле для участников системы taxfree. Сумму, на которую компания оформляла чеки taxfree для иностранных «физиков», покажите в строке 044. А вычет в размере налога, который вернули покупателям, – в строке 135. Дополнительно ФНС обновила коды необлагаемых трансакций. Их используют для раздела 7 декларации. Например, появился код для продажи металлолома, макулатуры и сырых шкур животных – 1011715, а код 1010230 исключили. Его использовали те, кто до 2019 года продавал макулатуру без НДС.

Отчетность содержит в себе 12 разделов, но компании в обязательном порядке заполняют только титульный лист и раздел 1, где указывается налог к уплате или возмещению. Остальные разделы заполняют только те, у кого были определенные операции.

Плюсы от внесения изменений в декларацию по НДС

Безусловным плюсом является приведение в соответствие законодательных норм в отношении порядка применения НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме с 1 января 2019 года. Напомним, что в 2019 году были внесены соответствующие поправки в законодательство.

С 1 января 2019 года иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 данной статьи, местом реализации которых признается территория РФ, производят исчисление и уплату НДС, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена в соответствии со ст. 174.2 Кодекса на налогового агента.

При этом п. 9 ст. 174.2 Кодекса, предусматривавший, что при приобретении у иностранной организации услуг в электронной форме, указанных в п. 1 ст. 174.2 Кодекса, российская организация, ИП – покупатель услуг выступает налоговым агентом по уплате НДС, утратил силу с 1 января 2019 года.

Согласно п. 4.6 ст. 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория РФ, и осуществляющая расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, а также иностранная организация – посредник, признаваемая налоговым агентом в соответствии с п. 3 ст. 174.2 Кодекса, подлежат постановке на учет в налоговом органе на основании заявления о постановке на учет и иных документов.

Обязанность налогового агента у покупателей также не возникает в случае, если иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 Кодекса, оказывает услуги, не являющиеся услугами в электронной форме, выполняет работы или реализует товары, местом реализации которых является РФ.

В отношении заполнения деклараций возникает три ситуации:

1. Самостоятельная уплата НДС в бюджет

В случае если при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория РФ, покупатель самостоятельно исчислил, уплатил НДС в бюджет и принял уплаченную сумму НДС к вычету (включил в стоимость (в расходы), то по указанным операциям у налоговых органов отсутствуют основания требовать повторной уплаты в бюджет НДС иностранной организацией и отражения ею таких операций в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

2. Оказание иных услуг

В случае если при оказании иностранной организацией, состоящей на учете иных услуг, не являющихся услугами в электронной форме (выполнении работ, реализации товаров), местом реализации которых признается территория РФ, покупатель самостоятельно исчислил, уплатил НДС в бюджет и принял уплаченную сумму НДС к вычету (включил в стоимость (в расходы), то по указанным операциям у налоговых органов отсутствуют основания требовать повторной уплаты в бюджет НДС иностранной организацией.

3. Уплата НДС посредником

В случае если, кроме вышеуказанных операций, по которым покупатель самостоятельно уплатил НДС в бюджет, иностранной организацией или иностранной организацией-посредником иные операции, подлежащие отражению в налоговой декларации по НДС, не осуществлялись, вышеуказанная налоговая декларация представляется с нулевыми значениями.

Изменения в декларацию внесли для отслеживания данных операций.

Минусы внесения изменений в декларацию

Российские компании фактически должны отслеживать, встал ли контрагент на учет или нет в отношении уплаты услуг. При этом службы комплаенс банков также должны отслеживать постановку на учет по сданным декларациям.

Для компаний минусом являются штрафные санкции. За несдачу или опоздание со сдачей налоговой декларации назначается штраф. Статьей 119 НК РФ установлен его размер: 5% от неуплаченного на основании этой декларации налога за каждый полный (неполный) месяц просрочки. Штраф за несвоевременную сдачу декларации по НДС не может быть меньше 1000 руб. и больше 30% от невнесенного вовремя платежа. Кроме того, несданная вовремя декларация может повлечь за собой санкции и для ответственного лица компании или ИП. Это может быть предупреждение или штраф от 300 до 500 руб.

Точно так же негативные последствия будут и при опоздании с уплатой налога. За каждый календарный день просрочки придется уплачивать пени. Их сумма определяется по формулам.

Для ИП: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ х невнесенная в срок сумма налога.

Для компаний:

· 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ × невнесенная в срок сумма налога (при просрочке до 30 дней);

· 1/150 ставки рефинансирования × невнесенная в срок сумма налога (при просрочке свыше 30 дней).

Обратите внимание, что в настоящий момент ставка рефинансирования не приводится самостоятельно, а равна ключевой ставке ЦБ РФ. На конец 2019 года она составляла 6,25%.

Предположим, что вы уплатили налог вовремя, но допустили ошибку при его расчете. Если в результате платеж должен был быть больше, то дополнительно придется перечислить штраф в размере 20% от неуплаченного налога. В тех случаях, когда обнаружена попытка намеренно занизить базу для подсчета, штраф составит уже 40%.

Для банков минусом является дополнительный мониторинг операций с иностранными контрагентами по декларациям. Напомним, что основным документом для банков, который они используют для целей анализа сделок компаний именно в части уплаты НДС, являются Методические рекомендации Центрального банка Российской Федерации (Банк России, ЦБР) от 16 февраля 2018 года № 5-МР «Методические рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».

В этом документе обращается внимание на следующие виды критериев, которые могут свидетельствовать о неполной уплате НДС в бюджет:

· Доля НДС, подлежащая уплате в бюджет, в случае полного (100%) списания денежных средств с банковского счета без учета НДС (поступивших в аналогичном объеме на банковский счет с учетом НДС), может составлять 10% дебетового оборота в объеме приобретения продукции, в отношении которой применяется ставка налога, установленная п. 2 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а также 18% дебетового оборота в случае, если операция облагается по ставке налога, установленной п. 3 ст. 164 НК РФ, либо от 10 до 18% дебетового оборота в случае осуществления операций, облагаемых по разным ставкам НДС.

· На начальном этапе применения настоящих методических рекомендаций предлагаем уделять повышенное внимание тем операциям по банковскому счету клиента, при совершении которых доля платежей, связанных с зачислением денежных средств с НДС, в общем объеме зачислений денежных средств на банковский счет клиента составляет более 70%, а доля платежей, связанных со списанием денежных средств с НДС, составляет менее 30% в общем объеме списания денежных средств с банковского счета клиента. В дальнейшем при анализе платежей с учетом НДС и без учета НДС по банковским счетам клиента соотношение таких платежей кредитная организация может изменять с учетом оценки риска клиента, масштаба и характера его деятельности.

· Отмечаем следующие виды переводов денежных средств, предусматривающие преимущественное списание денежных средств с банковского счета без НДС, предположительной целью которых может быть создание условий для неуплаты в дальнейшем налоговых платежей в бюджет:

· переводы денежных средств на счета филиалов ФГУП «Почта России»;

· переводы денежных средств на счета платежных агентов и банковских платежных агентов;

· переводы денежных средств юридическими лицами со своих банковских счетов на банковские счета физических лиц, операции по которым совершаются с использованием банковских карт;

· переводы денежных средств на счета лиц, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность и иную деятельность по организации путешествий (туристическая деятельность).

Соответственно, теперь с внесением изменений в декларацию по НДС появится возможность отслеживать уплату НДС в отношении электронных сделок с иностранными компаниями.

Судебная практика

Поскольку поправки в НК РФ внесли не так давно, то и судебная практика не сложилась. Вместе с тем существует практика отслеживания не только факта сделок и подачи или неподачи декларации, но и анализа взаимосвязи НДС и IP-адресов. В качестве примера можно назвать Решение от 4 марта 2019 года по делу № А75-12426/2018 (Арбитражный суд Ханты-Мансийского АО (АС Ханты-Мансийского АО).

Сведения об IP-адресе ООО «Тандем» не были предметом исследования в ходе ВНП судом отклоняется, поскольку данное обстоятельство не является единственным доказательством, положенным в основу доводов налогового органа, в то же время в соответствии со ст. 65 АПК РФ стороны не лишены права представлять в суд доказательства, которые не были получены в ходе выездной налоговой проверки.

Кроме того, суд в целях соблюдения равноправия сторон предложил заявителю опровергнуть вывод налогового органа о совпадении IP-адресов общества и контрагентов, что заявителем не было сделано. Заявитель не представил доказательств того, что IP-адрес 91.143.49.254, указанный в приложении к письму Сбербанка, обществом в проверяемом периоде не использовался (т. 34 л. д. 09-18).

Как верно указывает инспекция, письмо Сбербанка не содержит сведений о том, что ООО «Тандем» имеет в данном банке счета. Из содержания письма следует, что банком реализована модель централизации процессов по обработке и исполнению запросов государственных и судебных органов. Запросы по всей России, по всем клиентам банка (юридическим адресам) обрабатываются в одном месте РЦСКБ г. Новосибирска ПЦП ОЦ ПАО «Сбербанк». К письму приложены сведения по IP-адресам в копии на 1 листе.

Общество не доказало, что не является и не являлось клиентом Сбербанка (что не одно и то же с наличием счета в банке), что предоставленные банком сведения не соответствуют действительности, а также то, что эти сведения банком не предоставлялись и были сфальсифицированы налоговым органом.

Факт регистрации иностранного контрагента в налоговых органах может быть недостаточен для целей установления нулевых значений в декларации по НДС. В силу ст. 5, 9, 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» госрегистрация юрлиц носит заявительный характер, записи вносятся в Единый государственный реестр юрлиц на основании представленных уполномоченными лицами (заявителями) документов, регистрирующие (налоговые) органы не обладают правомочиями по осуществлению правовой экспертизы документов, представленных для госрегистрации юрлиц, регистрирующий (налоговый) орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Законом № 129-ФЗ, всю ответственность за достоверность сведений несут заявители, юрлица.

При этом факт госрегистрации контрагента в качестве юрлица в данном случае не может рассматриваться как подтверждение реальности совершения данным юрлицом хозяйственных операций.

С учетом позиции, изложенной в постановлениях Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 №18162/09, для применения налогового вычета по НДС налогоплательщик должен представить документы, подтверждающие факт совершения сделки с реальным контрагентом. Налоговый орган вправе отказать в предоставлении вычета, если заявленная к вычету сумма не подтверждена надлежащими документами, содержащими достоверные сведения, а сформированный вычет нереален.

В связи с этим при рассмотрении материалов налоговой проверки налоговый орган не ограничивается проверкой формального соответствия представленных налогоплательщиком документов требованиям НК РФ, а оценивает все доказательства в их совокупности и взаимосвязи с целью исключения внутренних расхождений и противоречий между ними (Решение от 29 декабря 2018 года по делу № А76-37156/2017 Арбитражного суда Челябинской области (АС Челябинской области).

Рекомендации банкам

Изменение декларации подскажет работникам комплаенс службы и службы внутреннего контроля, когда компании не доплачивают НДС в бюджет при осуществлении сделок с иностранными компаниями.

Сегодня достаточно много компаний переходит в Интернет для осуществления сделок. Но норма в отношении регистрации и уплаты НДС может не соблюдаться, поскольку подавляющее большинство сделок в электронном виде просто выходит из правового поля. С внесением изменений в декларации необходимо провести сверку платежей компании по электронным услугам с декларациями по НДС. Центробанк не дал никаких разъяснений по этому вопросу.

Вместе с тем важно учитывать следующее. Если иностранная компания оказывает российской организации не только услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, но и иные услуги (например, консультационные), местом реализации которых на основании подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ признается территория РФ, то в части таких услуг обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет также возлагается на иностранную организацию (Письмо Минфина РФ от 15.03.2019 № 03-07-08/17231).

Таким образом, российские организации (ИП), приобретающие на территории РФ электронные и иные услуги у иностранных лиц:

· до 01.01.2019 признавались налоговыми агентами по НДС, то есть они были обязаны исчислить, удержать у иностранного налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога в порядке, предусмотренном п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ (п. 9 ст. 174.2 НК РФ, Письмо ФНС России от 23.06.2017 № СД-3-3/4277@);

· с 01.01.2019 не исполняют обязанности налоговых агентов по НДС.

Согласно п. 2.1 ст. 171 НК РФ российские организации (ИП), являющиеся налогоплательщиками НДС, могут заявить предъявленную им сумму НДС по электронным услугам к вычету при наличии:

· договора и (или) расчетного документа с выделением суммы НДС и указанием ИНН/КПП иностранной организации;

· документов на перечисление иностранной организации оплаты, включающей сумму НДС.

Если речь идет об иностранных IT-компаниях, то у них необходимо запросить отдельную декларацию по НДС (Приказ от 05.03.2019 № ММВ-7-3/118@).

В заключение необходимо отметить, что часто указания ЦБ РФ не успевают за изменениями законодательства, в том числе в части уплаты НДС. Поэтому банкам важно проявлять бдительность в части выявления сомнительных сделок и сделок, связанных с уходом от налогов.




Также в рубрике

  • Два «высокотехнологичных» фонда УК «Альфа-Капитал» вошли в десятку лидеров рейтинга по доходности за 8 месяцев. О стратегиях управления, принципах отбора бумаг в портфели и перспективах сектора высоких технологий «Финансовая газета» побеседовала с портфельным управляющим УК «Альфа-Капитал» Дмитрием Михайловым.
    Интервью26 сентября 2020, 12:00
  • Биржевой ПИФ «Фридом – Лидеры технологий» стал лучшим по доходности за 8 месяцев. О целях его создания и перспективах рынка высоких технологий «Финансовая газета» поговорила с операционным директором инвесткомпании «Фридом Финанс» Галиной Карякиной.
    Интервью25 сентября 2020, 15:00
  • Минтруд предложил пересмотреть расчет минимального размера оплаты труда (МРОТ). Согласно предложению ведомства с 1 января 2021 года показатель должен вырасти на 5,5%, до 12 792 рублей. В настоящее время МРОТ составляет 12 130 рублей.
    Российская экономика25 сентября 2020, 14:17
  • Американский IT-гигант Oracle 14 сентября договорился с китайской компанией ByteDance о сделке, благодаря которой мог бы контролировать заокеанский сегмент соцсети TikTok.
    Политэкономика25 сентября 2020, 13:00
  • О причинах роста и коррекции Индекса высокотехнологичных компаний Nasdaq «Финансовой газете» рассказал руководитель аналитического центра Санкт-Петербургской биржи Павел Пахомов.
    Интервью25 сентября 2020, 11:00