Легальные схемы минимизации рисков

Всем без исключения компаниям нужно помнить о рисках, которые могут грозить их бизнесу. Если отнестись к ним легкомысленно, вырастут шансы на потерю денег и даже на банкротство. Взявшись же за управление налоговыми, валютными и другими финансовыми рисками, важно использовать законные схемы их минимизации.
Эксперты / 4 апреля 2020, 14:15
Легальные схемы минимизации рисков

Налоговые риски

Причины возникновения налоговых рисков могут быть самыми разнообразными, как то: изменение законодательства, противоречивость арбитражной практики, недостоверность информации о контрагентах, неверные решения руководства фирмы. Процесс управления налоговыми рисками включает в себя три этапа, которые полезно знать бухгалтеру.

На первом этапе нужно проанализировать и оценить возможные опасности. Здесь обсуждаются условия по новым договорам, схемы минимизации налогов, изучается арбитражная практика по спорному вопросу.

На втором этапе проводятся мероприятия, которые помогут снизить уровень риска до приемлемого: нужно разработать необходимую первичную документацию, провести консультирование персонала и даже (в случае необходимости) застраховаться от рисков.

Третий (и завершающий) этап посвящен определению допустимого уровня риска. Факторы опасности можно выявлять по следующему алгоритму:

1. Проанализировать документацию компании.

2. Проанкетировать персонал.

3. Проанализировать ситуацию с привлечением ведущих специалистов и специалистов среднего звена.

4. Построить дерево событий.

5. Использовать метод «событие-последствия».

Управление налоговыми рисками осуществляется при помощи налоговой политики предприятия, функции менеджеров предприятия, специальных мероприятий (опросов, инвентаризаций), внутреннего и внешнего аудита, автоматизации.

Легальные способы

Рассмотрим на практических примерах, какие существуют легальные схемы минимизации налогов, как части процесса управления рисками.

Способ первый. Нужно посмотреть перечень прямых и косвенных расходов из декларации по налогу на прибыль, изучить возможность исключения некоторых статей прямых затрат и включения этих затрат в косвенные. В производственной компании это приводит к уменьшению налоговой прибыли, а бухгалтерская прибыль при этом остается прежней. На первом этапе нужно изучить цену данного вопроса, решить, стоит ли подавать уточненные декларации, ввязываться в арбитражный процесс и так далее. То есть это такой своего рода подготовительный этап. На втором этапе необходимо будет подготовить налоговые регистры, которые нужно приложить к уточненной налоговой декларации. На третьем этапе вы сможете вернуть деньги из бюджета. Или денежные средства будут засчитаны в счет будущих платежей: для этого нужно будет подать заявление в налоговую инспекцию.

Способ второй. На предприятии есть продукция, облагаемая и необлагаемая НДС. В этом случае нужно изучить вопрос деления входящего налога на добавленную стоимость в дебет 68-го счета и 20-го. Предупреждаю: возможно, придется обосновать увеличение дебета 68-го счета. В соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ «суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), – по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения». Можно сделать вывод о том, что НК РФ позволяет компаниям делить «входящий НДС» как по мере реализации, так и по итогам налогового периода, но данный метод необходимо отразить в учетной политике для целей налогообложения.

Способ третий. Нужно изучить дебет 91-го счета, который не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль: возможно, какие-то расходы можно учесть. На первом этапе внутренний или внешний аудит изучает цену вопроса. Если она кажется весомой, то на втором этапе нужно подготовить необходимую первичную документацию, а также уточненную налоговую декларацию. На третьем этапе вы сможете вернуть деньги из бюджета. Или же денежные средства будут засчитаны в счет будущих платежей.

Итак, управлять налоговыми рисками необходимо, для того чтобы не потерять денежные средства компании. Минимизация налогов – часть этого процесса. Бухгалтер должен уделять этой теме отдельное внимание. При необходимости вам нужно будет подать уточненную декларацию, которая позволит компании вернуть часть средств. Однако, прежде чем что-то затевать, настоятельно советую просчитать возможную выгоду, ведь тогда вы сможете определить целесообразность подачи уточненной налоговой декларации.

Способ четвертый. Использование льготных режимов налогообложения (дробление). Данный вид оптимизации может применяться только при наличии четкой деловой цели.

Налоговая признает, что (п. 1 Письма от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@) исчерпывающий или строго императивный перечень признаков, свидетельствующий об обоснованности выводов налогового органа о формальности разделения (дробления) бизнеса, отсутствует.

Это значит, что каждую ситуацию налоговая будет анализировать отдельно. Однако примерный перечень признаков дробления есть:

· участники схемы на спецрежимах;

· участники схемы извлекли выгоду из дробления: уменьшили налоги или сохранили налоги на том же уровне, расширив бизнес;

· участники схемы ведут аналогичную экономическую деятельность;

· участники схемы возникли как субъекты экономической деятельности в течение небольшого промежутка времени перед началом применения схемы (регистрация ИП, создание компаний);

· участники схемы прямо или косвенно зависят друг от друга;

· персонал, производственные мощности, складские помещения, товары распределены между участниками схемы лишь формально, на самом деле всеми руководит бенефициар схемы;

· участники схемы используют одни и те же вывески, обозначение, контакты, сайты, находятся по одному и тому же адресу, используют один и тот же IP-адрес, обслуживаются в одном и том же банке.

Учитывая все вышеназванные признаки, организация может построить схему по дроблению, которая будет работать в правовом поле.

Способ пятый. Создание резервов в налоговом учете.

Для создания резервов в налоговом учете можно выделить общий порядок действий:

отразите решение о создании резерва в учетной политике;

рассчитайте сумму отчислений в резерв;

спишите расходы за счет резерва.

Создавать резервы по налогу на прибыль могут только организации, которые используют метод начисления. Организации, использующие кассовый метод, создавать резервы не могут. Создание резерва – право организации, а не обязанность. Организация самостоятельно решает, создавать ли ей резервы и какие именно.

В налоговом учете к основным видам оптимизации можно отнести следующие виды резервов: резерв по сомнительной дебиторской задолженности, резерв на оплату отпусков, резерв на ремонт основных средств.

Договорные риски

Все компании работают с контрагентами, поэтому у них существует еще и договорной риск – то есть риск неисполнения обязательств со стороны партнеров. Его последствием может быть задержка платежей (или даже неплатежи).

Каким образом организация может снизить договорной риск, рассмотрим на конкретных практических примерах.

Пример первый

К предприятию, которое сдает помещения в аренду, обратился потенциальный арендатор, который не имеет на своем балансе имущества. Возникает вопрос: можно ли заключать договор аренды с таким «арендатором»? Если есть выбор, то делать этого не стоит. Если же вариантов нет, то сделать это можно, но лишь с условием о предоплате.

Пример второй

К предприятию, которое торгует химической продукцией, обратился завод с предложением совершить покупку на 10 млн руб. с двухмесячной отсрочкой платежа. Для проявления должной осмотрительности (которую от компаний требуют налоговые органы) организация запросила у потенциального клиента его последнюю бухгалтерскую отчетность. Из нее было видно, что он обладает имуществом, в том числе недвижимостью, стоимость которой намного превышает сумму договора. Однако было также очевидно, что новый контрагент испытывает серьезные финансовые сложности в виде убытков. Вопрос: можно ли заключать договор купли-продажи с отсрочкой платежа с данным заводом? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. С одной стороны, предприятие приобретает риск неполучения денежных средств за продукцию в случае неплатежа со стороны завода, с другой – оно может взыскать сумму договора и пеней через арбитражный суд за счет имущества завода. В обычной хозяйственной деятельности данный риск является приемлемым.

Пример третий

Предприятие 1 обратилось к предприятию 2 для заключения договора займа. При этом потенциальный заемщик предоставил свою бухгалтерскую отчетность. Можно ли заключать договор займа с предприятием 2 при условии, что предприятие 1 имеет свободные денежные средства? Для ответа на данный вопрос нужно провести экспресс-анализ бухгалтерской отчетности предприятия 1.

Для начала определим, какова обеспеченность обязательств должника всеми его активами. Она определяется как отношение всей величины имущества, равной валюте баланса, за исключением организационных расходов, налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, к сумме кредиторской.

И еще об одном показателе: величина чистых активов организации характеризует наличие активов, не обремененных обязательствами. Чистые активы рассчитываются как разность между активами организации и пассивами организации. Если предприятие 1 обладает необходимым имуществом для погашения займа, а также обеспечено оборотными активами, то, заключая договор займа с предприятием 2, риски предприятия 1 сведены к минимуму.

Эти примеры продемонстрируют, как правильно оценивать договорные риски. Оценка их необходима для того, чтобы не нанести вред своей компании при заключении контракта.

Управление валютными рисками

Валютный риск – это возможность потерь вследствие изменения цены национальной валюты по отношению к иностранной. Источником валютного риска является неопределенность будущего направления движения курсов валют.

Последствия колебания курса валют могут быть следующими.

При сильном рубле – сдерживание инфляции, стимулирование инвестиций. Недостаток: рост импорта, ухудшение конкурентоспособности, снижение внешнеторгового сальдо.

При слабом рубле – увеличение доходов экспортеров, сдерживание роста импорта, увеличение ЗВР. Недостаток: провоцирование инфляции, отток капитала, удорожание инвестиций, снижение спроса и темпов роста экономики.

Здесь можно выделить три риска: трансляционный валютный риск, операционный валютный риск, экономический валютный риск.

Трансляционный валютный риск – это риск несоответствия между активами и пассивами, выраженными в валютах разных стран. Последствия воздействия риска – изменение баланса из-за несоответствия между активами и пассивами, выраженными в валютах разных стран. Если происходит падение курса инвалюты, в которой выражены активы, то падает стоимость этих активов, величина активов уменьшается и, исходя из равенства активов и пассивов, падает размер акционерного капитала фирмы. Трансляционный валютный риск имеет бухгалтерскую природу и связан с различиями в учете активов и пассивов в национальной и иностранной валюте.

Операционный валютный риск – это риск изменения стоимости сделки в национальной валюте в будущем, которая номинирована в инвалюте. Последствия воздействия риска: изменение будущей стоимости денежных потоков в иностранной валюте при пересчете в национальную валюту. Данному риску подвержены как денежные поступления, так и денежные выплаты. Операционный риск возникает при проведении международных торговых и финансовых операций (получение и предоставление кредитов, покупка-продажа валюты и т. д.), а также при заключении срочных сделок (форвардных контрактов).

Экономический валютный риск – это риск изменения стоимости компании вследствие будущих изменений курсов валют. Последствия воздействия риска – изменение стоимости компании вследствие будущих изменений курсов валют.

Рассмотрим методы управления валютными рисками.

1. Валютная оговорка: «Если к моменту платежа курс американского доллара по отношению к рублю изменится более чем, например, на 5%, то соответственно изменится и сумма платежа».

2. Хеджирование – страхование цены товара от риска (либо нежелательного для продавца падения, либо невыгодного покупателю увеличения) путем создания встречных валютных, коммерческих, кредитных и иных требований и обязательств.

3. Заключение форвардного контракта. Лицо, которое при заключении форвардного контракта обязуется поставить по этому контракту соответствующий актив, тем самым открывает короткую позицию. Считается, что это лицо продает форвардный контракт. Лицо, которое покупает контракт, открывает длинную позицию и обязуется в оговоренный срок принять и оплатить данный актив по указанной в контракте цене. Цена актива, которая согласовывается в момент заключения форвардного контракта, называется ценой исполнения (или ценой поставки). Эта цена остается неизменной в течение всего срока действия форвардного контракта до его исполнения. В каждом новом (последующем) контракте может быть своя цена исполнения, которая может отличаться от цен предыдущих контрактов. Поэтому цена поставки, зафиксированная в новом форвардном контракте, называется форвардной ценой (или стоимостью контракта). Для каждого момента времени форвардная цена для данного базисного актива – это цена поставки, зафиксированная в форвардном контракте, который был заключен в этот момент.

Для управления договорными и валютными рисками предприятию имеет смысл создать политику управления финансовыми рисками и закрепить ее приказом генерального директора.

Какие рекомендации можно дать предприятию при составлении политики управления финансовыми рисками, допустим, если ожидается падение курса национальной валюты:

1. Продать национальную валюту – форвардный контракт (выбрать вторую валюту сделки).

2. Сократить позиции в рыночных ценных бумагах, выраженных в национальной валюте, и сократить объем наличности.

3. Ускорить получение дебиторской задолженности в национальной валюте.

4. Отложить получение, начать накопление дебиторской задолженности в инвалюте.

5. Отложить платеж по кредиторской задолженности в национальной валюте.

6. Увеличить заимствование в национальной валюте.

7. Ускорить и увеличить импорт продуктов за твердую валюту, например сырья, полуфабрикатов, используемых в процессе производства.

8. Ускорить выплату вознаграждений, зарплаты, дивидендов и так далее иностранным акционерам, партнерам, кредиторам и т. д.

Данные рекомендации позволят предприятию максимально снизить риски, связанные с падением курса национальной валюты.




Также в рубрике

  • Среди первой десятки паевых инвестиционных фондов, показавших наибольший прирост стоимости пая с начала года, инвестиционные стратегии семи фондов предполагают вложения в акции высокотехнологичных западных компаний.
    Рынки24 сентября 2020, 19:00
  • Про то, что бесплатных ланчей не бывает, англоязычные экономисты любят вспоминать по разным поводам. Быстрый рост акций с последующим падением в их число входит, и за последние две недели одарить широкую публику этой мудростью уже успели. Но с тем, что у всего есть скрытая цена (даже у школьных завтраков в России), никто и не спорил. Вот только точно ли это та самая трагедия, чтобы уже начинать читать морали?
    Рынки24 сентября 2020, 15:00
  • За ближайшие три года банковский рынок может потерять около ста финансовых организаций. С таким прогнозом выступил занимавший в 2012‒2016 годах пост заместителя председателя Центробанка, а в данный момент ‒ глава рейтингового агентства АКРА Михаил Сухов.
    Банки24 сентября 2020, 13:32
  • В августе – сентябре ЦБ и правительство начали отменять или не продлевать меры поддержки бизнеса, пострадавшего во время пандемии коронавируса. Меры эти объявлялись президентом Путиным в обращениях к народу еще весной.
    Российская экономика24 сентября 2020, 13:00
  • Мало того, что курильщики гробят собственное здоровье, с нового года они будут также существенно подрывать и семейный бюджет: в Госдуме утвердили повышение акциза на табак и табачные изделия в предстоящем году сразу на 20%.
    Налоги23 сентября 2020, 15:32