Как оформить бизнес по приему наличных в оплату товаров и услуг

Расплачиваться за приобретенные товары граждане могут не только напрямую, но и через платежных агентов, бизнес которых регулируется специальным законом. Эта деятельность не относится к лицензируемым, так что для начала работы не потребуется специального разрешения или лицензии. И все же поскольку она связана с приемом наличных от населения, к платежному агенту существует немало требований.
Эксперты / 16 мая 2020, 10:00
Бизнес по приему наличных

Для начала определимся с самим понятием платежного агента и разберемся, кто может выступать в таком качестве. Для этого обратимся к Федеральному закону от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». В соответствии со статьей 2 закона № 103-ФЗ платежный агент – это юридическое лицо (за исключением кредитной организации) или индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц. Под такой деятельностью признается прием от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Справка

С 08.01.2020 положения закона № 103-ФЗ распространяются только на отношения по приему платежным агентом от плательщика наличных денежных средств. На это указывает Федеральный закон от 27.12.2019 № 513-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами”» (далее – Закон № 513-ФЗ).

Иными словами, платежный агент – это посредник между плательщиком денег (физическим лицом) и поставщиком товаров (работ, услуг). Платежными агентами являются оператор по приему платежей (далее – ОПП) и платежный субагент (далее – ПСА). Разница между ними заключается в том, что ОПП принимает деньги от плательщиков на основе посреднического соглашения, заключенного с поставщиком (лицом, товары, работы или услуги которого оплачивают физические лица), а ПСА – на основании договора, заключенного с оператором по приему платежей.

Если в договоре между ОПП и поставщиком предусмотрена возможность привлечения субагента, то оператор вправе заключить с ПСА договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Также следует учитывать, что в качестве ОПП могут работать только юридические лица, а платежными субагентами могут выступать как организации, так и индивидуальные предприниматели (п. 4 и 5 ст. 2 Закона № 103-ФЗ).

При этом кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей, что установлено пунктом 21 статьи 4 Закона № 103-ФЗ. Иначе говоря, платежными агентами они быть не могут.

Поскольку деятельность платежных агентов не относится к лицензируемым видам деятельности, то для ее ведения наличия специального разрешения (лицензии) не требуется. Вместе с тем ОПП вправе вести указанную деятельность только после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (п. 5 ст. 4 Закона № 103-ФЗ).

В случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации встают на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Порядок и сроки постановки на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, определяет положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58.

Кто встает на учет в Росфинмониторинге

В соответствии с Положением № 58 постановке на учет в Росфинмониторинге подлежат только ОПП. Постановка на учет осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг (п. 3 Положения № 58). Для этих целей организации следует представить в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет по установленной форме, на что указывает пункт 4 Положения № 58. Отметим, что форма карты приведена в приложении к Административному регламенту, утвержденному Приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 № 33. Решение о постановке на учет и присвоении организации соответствующего учетного номера принимается территориальным органом в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня получения карты (п. 7 Положения № 58).

Как уже отмечалось ранее, платежный агент – оператор по приему платежей заключает с поставщиком товаров (работ, услуг) посреднический договор. Обычно это агентский договор, гражданско-правовые основы которого регулируются главой 52 «Агентирование» части второй Гражданского кодекса Российской Федерации.

В условиях агентского договора закрепляется, что оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу организации или индивидуального предпринимателя. На это указывает и пункт 1 статьи 4 Закона № 103-ФЗ.

При этом свои обязательства перед поставщиком оператор по приему платежей должен обеспечить одним из предусмотренных пунктом 4 статьи 4 Закона № 103-ФЗ способов (Письмо Минфина России от 05.02.2016 № 05-06-05/1/5921 «О приеме денежных средств оператором по приему платежей»). К таким способам относятся неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток, страхование риска гражданской ответственности и другие способы, предусмотренные договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Поскольку в Положении № 58 ПСА не упомянуты, то у указанной категории платежных агентов отсутствует обязанность вставать на учет в Росфинмониторинге. Но они, равно как и ОПП, должны заключить соответствующий договор.

Пунктом 8 статьи 4 Закона № 103-ФЗ установлено, что ПСА осуществляет прием платежей от своего имени или от имени ОПП, а в случае если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, – от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона № 103-ФЗ ПСА для приема платежей должен заключить с ОПП договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. По условиям этого договора он вправе от своего имени, от имени ОПП или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, заключенного между ОПП и поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с ОПП в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

При заключении посреднического договора платежным агентам необходимо учитывать, что не все товары (работы, услуги) могут быть оплачены через них, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2010 № 920 утвержден Перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи от населения. К таким товарам (работам, услугам) относятся:

· лотерейные билеты, квитанции и электронные лотерейные билеты, удостоверяющие право на участие в лотерее, за исключением всероссийских государственных лотерей;

· лотерейные ставки, за исключением всероссийских государственных лотерей;

· ставки для участия в азартных играх.

Кроме того, платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций, на что указывает пункт 2.1 статьи 4 Закона № 103-ФЗ.

Поскольку посреднические отношения между поставщиком и платежным агентом предполагают возмездный характер, то за оказание услуг по принятию платежей от физических лиц в пользу поставщика платежный агент получает денежное вознаграждение. Величина данного вознаграждения устанавливается договором между поставщиком и платежным агентом.

Наличие такого договора является обязательным, поскольку деятельность по приему платежей без указанного договора, соответствующего требованиям Закона № 103-ФЗ, запрещена, что прямо вытекает из пункта 11 статьи 4 Закона № 103-ФЗ.

Согласно пункту 6 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент – оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) идентификация плательщика (физического лица) проводится ОПП, если сумма платежа превышает 15 тыс. рублей. ПСА не вправе осуществлять прием платежей, размер которых превышает 15 тыс. рублей, на что указывает пункт 10 статьи 4 Закона № 103-ФЗ.

В соответствии с пунктами 11–15 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан:

· использовать контрольно-кассовую технику (далее – ККТ) в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон № 54-ФЗ). Аналогичные разъяснения даны Минфином России в Письме от 06.09.2019 № 03-01-15/69020;

· обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам – физическим лицам информации, перечисленной в пункте 13 статьи 4 Закона № 103-ФЗ;

· использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Отметим, что речь идет о счете № 40821 «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика» (Положение о Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения, утвержденное Банком России 27.02.2017 № 579-П);

· сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Обратите внимание, что по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться только следующие операции (пункт 16 статьи 4 Закона № 103-ФЗ):

· зачисление наличных денежных средств, принятых от физических лиц непосредственно платежным агентом (ОПП или ПСА);

· зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

· списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

· списание денежных средств на банковские счета.

Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается (п. 17 ст. 4 Закона № 103-ФЗ).

Нарушение платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут в силу части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 4000 рублей до 5000 рублей;

  • на юридических лиц – от 40 тыс. рублей до 50 тыс. рублей.

Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей осуществляют налоговые органы Российской Федерации. На что указывает пункт 4 статьи 7 Закона № 103-ФЗ.

На основании пункта 2 статьи 3 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (не путать с вознаграждением, предусмотренным агентским договором, заключенным оператором по приему платежей с поставщиком).

Причем в силу пункта 1 статьи 5 Закона № 103-ФЗ при приеме наличных денежных средств от физического лица платежный агент обязан выдать плательщику кассовый чек, подтверждающий прием платежа.

Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям, установленным статьей 4.7 Закона № 54-ФЗ, на что указывает пункт 2 статьи 5 Закона № 103-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ кассовый чек, выдаваемый платежным агентом или платежным субагентом при осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц в соответствии с Законом № 103-ФЗ, наряду с реквизитами, указанными в пункте 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ, должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1. размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком (покупателем (клиентом) платежному агенту или платежному субагенту в случае его взимания;

2. номера контактных телефонов платежного агента, поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежей платежным субагентом.

При этом кассовый чек может не содержать обязательные реквизиты о ставке и размере налога на добавленную стоимость, указанные в абзаце десятом пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ. Аналогичные разъяснения на этот счет даны и в Письме Минфина России от 21.07.2017 № 03-01-15/46712.

Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено посредническим договором, что установлено пунктом 4 статьи 5 Закона № 103-ФЗ.

На основании статьи 6 Закона № 103-ФЗ платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы, которые должны содержать в своем составе ККТ и обеспечивать в автоматическом режиме:

· предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 Закона № 103-ФЗ;

· прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту наличных денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

· прием наличных денежных средств, вносимых плательщиками;

· печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных наличных денежных средств.

Платежные терминалы, используемые платежными агентами при приеме платежей, могут также обеспечивать в автоматическом режиме предоставление другой информации и выполнение других функций, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Применение иных устройств, не являющихся платежными терминалами, для приема платежей физических лиц без участия уполномоченного лица платежного агента не допускается (п. 6 ст. 6 Закона № 103-ФЗ).

Оператор по приему платежей не вправе осуществлять прием платежей, требующих в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, без участия своего уполномоченного лица, а также использовать при приеме таких платежей платежные терминалы (п. 7 ст. 6 Закона № 103-ФЗ).


Также в рубрике

  • По данным Университета Джонса Хопкинса на 29 мая, число официально зарегистрированных случаев заболевания коронавирусом в мире достигло 5 810 331 человек. Умерло с начала пандемии 360 332 человека. Выздоровело – 2 416 528 человек.
    Мировая экономика29 мая 2020, 08:36
  • Пять ассоциаций производителей питьевой воды обратились в кабмин РФ с просьбой отсрочить вступление в силу ряда нормативных актов, которые могут создать технические сложности для производителей и повлечь дополнительные затраты.
  • Форум РОСТ - это шесть часов советов от гуру маркетинга и продаж. Десять ведущих экспертов России. 10 000 участников онлайн. Бесплатное участие.
    Мероприятия28 мая 2020, 19:32
  • Американская экономика США в первом квартале 2020 года испытала серьезные потери – снижение ВВП было пересмотрено до 5%, а данные по безработице и рынку труда восьмой раз подряд оказываются хуже прогнозов.
    Мировая экономика28 мая 2020, 17:55
  • Инфляционные ожидания населения и бизнеса в мае 2020 года снижались в связи с замедлением роста цен под воздействием укрепления рубля и слабого спроса, говорится в докладе Центробанка «Инфляционные ожидания и потребительские настроения».