Как прийти к решению парадоксов компетентностного подхода в современном образовании?

Как термин и понятие "компетенций" может помочь в развитии современного образования
Эксперты / 29 июня 2020, 15:06
Финуниверситет

В образовании сейчас немыслима ни одна учебная программа (или учебно-методический комплекс, УМО) без того, чтобы от них не требовалась ясность, какие именно компетенции формируются у обучающихся и с помощью каких именно средств (тренингов, упражнений, тестовых заданий и др.). В организациях и менеджменте с помощью компетенций оцениваются деловые качества сотрудников. Также известно, что работодатели все настойчивее требуют, чтобы выпускники университетов и колледжей приходили к ним с определенными сформированными компетенциями.

Однако не все так просто!

Компетенции и профессиональные способности

Первый парадокс связан с тем, что часто педагоги, психологи (включая и психологов труда), а также менеджеры не могут ответить на, казалось бы, простой вопрос: чем принципиально отличаются «компетенции» от «профессиональных способностей» или от «профессионально важных качеств (ПВК)». Заметим, что в науке существует многолетняя и довольно продуктивная традиция изучения ПВК, особенно в инженерной психологии, связанной с высокими технологиями и оборонными направлениями. В университетах дело вообще доходит до абсурда, где само понимание компетенций постоянно менялось и до сих пор с ними нет окончательной ясности. Например, когда понятие «компетенции» еще только стали включать в учебные программы в конце девяностых ‒ начале нулевых годов, то сначала предлагали сформулировать их самим преподавателям (как авторам этих программ), затем предлагали уже составленные какими-то экспертами перечни этих компетенций, чтобы выбирать из них готовые формулировки, а позже стали требовать, чтобы компетенций в программах было как можно больше, далее – наоборот, стали сильно ограничивать число компетенций.

Позволим себе обозначить наше понимание компетенций, о котором мы не раз сообщали на разных конференциях, с участием ведущих педагогов и психологов страны. Компетенции – это готовность использовать имеющиеся у человека ресурсы (куда входят и способности, и время, и деловые связи и многое другое) при решении конкретных практических задач.

Применение профессиональных способностей

При таком понимании второй парадокс связан с тем, что, обладая профессиональными способностями (как и знаниями, и умениями, и даже навыками), человек может так не научиться эффективно их использовать применительно к определенным задачам. На практике это часто проявляется, когда школьные или университетские «отличники» оказываются несостоятельными в нестандартных условиях производства. И наоборот, нередко студенты, которые не блистали во время учебы, могут эффективно решать сложные задачи, демонстрируя и творчество, и предприимчивость. Это, как в известном примере с двумя полководцами, когда у первого – огромная, но плохо организованная армия, а у второго – меньшее, но гораздо лучше организованное войско. И в истории немало примеров, когда побеждали те, кто лучше организовывал свои ресурсы, пусть даже и меньшие по объему.

Ориентация на будущие профессиональные задачи

И это можно обозначить как третий парадокс. Получается, что, кроме традиционных знаний, умений и навыков (печально знаменитых ЗУНов, против которых выступают многие известные ученые в Российской академии образования), есть еще более важные, особые качества, обеспечивающие умелое использование тех возможностей, которыми обладает отдельный человек.

Соответственно, и в профессиональном образовании, и на различных курсах повышения квалификации следовало бы больше внимания уделять развитию компетенций в обозначенном выше понимании. К сожалению, в университетах главный акцент сделан на увеличение ЗУНов (в основном за счет повышения учебной нагрузки). А приводит это к тому, что в таком увеличенном объеме материал усваивается еще хуже, чем ранее. В педагогике известно правило: только те знания (а заодно и умение, и навыки, и конечно же компетенции) считаются усвоенными, которые прошли через чувства обучающегося, когда он не просто их запоминает и воспроизводит на экзаменах и зачетах, а по-разному обыгрывает, пытаясь применить эти знания ко все новым и новым задачам, как бы изучая возможности и ограничения этого знания. Примерно так ребенок осваивает окружающий мир, буквально экспериментируя и с предметами, и со словами, и даже с отношениями (постигая, что можно, а чего нельзя делать). Понятно, что в университетах такое экспериментирование должно проходить более целенаправленно, ориентируя обучающихся на будущие профессиональные задачи.

Формирование компетенций

Еще один (четвертый) парадокс связан с тем, что сами компетенции развиваются не одномоментно, а поэтапно, проходя разные уровни, как и любое другое развивающееся качество. Более того, для некоторых компетенций необходим многолетний опыт. И когда учебная программа требует, чтобы после отдельного занятия или деловой игры появилась желаемая компетенция, то это говорит о незнании элементарных законов педагогики. Парадокс в том, что многие известные педагоги все это понимают, но вынуждены имитировать свою лояльность по отношению к предлагаемому абсурду по принципу: лучше не связываться и просто дождаться более благоприятных (интеллектуально насыщенных) изменений в развитии образования и науки.

Умение эффективно использовать ограниченные ресурсы

Можно обозначить еще один (пятый) парадокс, который логически следует из приведенных выше рассуждений: возможно, именно умение эффективно использовать ограниченные ресурсы повышает общую компетентность и профессионализм специалиста в отличие от тех работников, которые, даже имея в своем распоряжении огромные ресурсы, действуют неумело. Это примерно такая же ситуация, которая складывается в странах с богатейшими природными ресурсами и в то же время бедствующим в своем большинстве населением, где уровень жизни ниже, чем в странах с меньшими ресурсами.

Что же делать в этой ситуации? Как избавиться от парадоксов в современном образовании? Мы хотели бы вызвать на дискуссию всех, кому близка данная тема и совместными усилиями попытаться ее решить.

 

Пряжников Николай, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Управление персоналом и психология» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Камнева Елена, кандидат психологических наук, директор Центра научных исследований экономического поведения личности, доцент кафедры «Управление персоналом и психология» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Полевая Марина, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Центра научных исследований экономического поведения личности, заведующая кафедрой «Управление персоналом и психология» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации




Также в рубрике

  • Объем наличных денег в обращении в России с начала февраля текущего года стабильно увеличивается и к 1 июля достиг рекордного значения в 12,42 трлн рублей. Это следует из статистики Банка России.
  • Директора московских школ рассказали, как будут учить детей осенью 2020
  • Брексит и коронавирус запустили переустройство британской экономики. И не то чтобы это было позитивное переустройство. Перед страной замаячила реальная перспектива стать более похожей на Турцию, Мексику и Аргентину, чем на Францию, Германию и США.
    Мировая экономика10 июля 2020, 15:30
  • Неожиданные потери очков лидеров, московское дерби, подъем «Крыльев» и другие интересные моменты 27-го тура Российской Премьер-лиги.
    Матчи10 июля 2020, 15:15
  • Банковское сообщество обратилось в Минфин с просьбой увеличить субсидии, получаемые из бюджета, при одобрении льготной ипотеки под 6,5% годовых. Об этом говорится в письме, направленном в финансовое ведомство Ассоциацией банков России (АБР).
    Банки10 июля 2020, 14:59