В своем обращении к нации президент Путин предложил ряд концептуальных налоговых новаций: повышение НДФЛ до 15% для лиц с годовым доходом более 5 млн руб., снижение налогов для IТ-компаний, распространение налогообложения самозанятых на всю страну и введение фиксированного налогообложения (5 млн руб.) для контролируемых иностранных компаний.
С моей точки зрения, принципиальное значение имеют первые две меры.
Дискуссия о возврате к прогрессивной шкале НДФЛ началсь едва ли не на следующий день после введения плоской шкалы в 13%. Основным аргументом сторонников этой меры была социальная справедливость, понимаемая ими как необходимость богатым платить со своих доходов больше. Замечу, что в абсолютном выражении люди с высоким доходом и при плоской шкале платят больше. Таким образом, справедливость интерпретируется сторонниками прогрессивного налогообложения доходов как уплата налога именно по более высокой ставке.
Я тоже за разную ставку подоходного налога, но в ином смысле. С моей точки зрения, социально справедливой мерой было бы введение необлагаемого налогом минимума доходов (например, в пределах прожиточного минимума или даже более высоких). Освобождение от налога малоимущих дало бы заметное повышение их уровня жизни. А дополнительные налоги с «богатых» осядут в бюджете и будут тратиться в соответствии с приоритетами бюджетной политики, в число которых борьба с бедностью, несмотря на декларации с высоких трибун, в последние годы реально не входила.
Президент предложил использовать дополнительные доходы на лечение тяжело больных детей. Непонятно, почему нельзя просто расширить его финансирование в рамках существующего бюджета. Кроме того, НДФЛ зачисляется в региональные и муниципальные бюджеты, то есть потребуется изменение Налогового кодекса для целевого использования допдоходов для решения общегосударственной задачи.
Предложенное президентом повышение НДФЛ имеет символический характер и даст по расчетам правительственных экономистов лишь 60 миллиардов рублей дополнительных доходов бюджета. Но это предложение интересно тем, что снимает многолетнее табу на отказ от плоской шкалы и может стать первым шагом в дальнейшем росте НДФЛ.
Можно приветствовать идею заметного снижения налогообложения (страховые взносы и налог на прибыль) IТ-компаний. Это редкий в российской практике случай использования стимулирующей функции налогов. Однако многие эксперты выражают скептицизм в отношении действенности этой меры, учитывая нелюбовь российской власти к снижению налогов. Эффективность предложенной налоговой новации может быть резко снижена, если на пути допуска компаний к льготному налогообложению будут поставлены бюрократические препоны.
Ключевой вопрос здесь – степень жесткости критериев предоставления компаниям налоговых льгот. Теоретически это могут быть численность именно IТ-специалистов, доля в выручке доходов от продажи именно продукции информационных технологий, коды ОКВЭД и многие другие. Остается лишь надеяться, что идея придания импульса развитию современного сектора экономики не будет выхолощена на этапе разработки формализующих ее нормативных документов.