Коронавирус и высшее образование: есть ли иммунитет?

Какое влияние сегодняшняя ситуация оказала на преподавателей и студентов, на качество обучение и на качество высшего образования в стране в целом? Ведь пандемия коронавируса практически обрушила привычный образ жизни многих людей.
Эксперты / 21 августа 2020, 12:50

Профессорско-преподавательский состав и студенты оказались в стрессовой ситуации неопределенности и эмоциональной напряженности, когда пришлось осваивать новые компьютерные программы для удаленной работы, перестраивать свои умения и навыки для осуществления обучения в дистанционном формате.

Кафедра «Управление персоналом и психология» и Центр исследований экономического поведения личности Финансового университета при Правительстве РФ провели опрос, направленный на выявление особенностей преподавания и обучения при переходе на дистанционный формат.

В исследовании приняли участие 6282 респондента из 77 образовательных организаций: 1157 преподавателей и 5125 студентов. Среди них представители таких вузов, как Финансовый университет при Правительстве РФ, Астраханский государственный технический университет, Государственный университет управления, Дальневосточный федеральный университет, МГТУ имени Н.Э. Баумана, МГУ имени М.В. Ломоносова, Медицинская академия им. С.И. Георгиевского, НИУ ВШЭ, Московский государственный областной университет им. Крупской и многие другие. Таким образом были опрошены представители разных направлений бакалавриата и магистратуры.

Оказалось, что дистанционное обучение совсем не экономит силы и время преподавателей и студентов, хотя должно быть наоборот, ведь не тратится время на дорогу до места учебы/работы и т.п.

1

Достаточно большой процент опрошенных преподавателей и студентов отмечает наличие выраженной усталости, связанной с ситуацией дистанционного обучения.

2

Студенты описывают свои эмоции и чувства после проведения в дистанционном формате таким образом:


Весь день эту делаем задания, потому заканчиваются наши занятия только тогда, когда я иду спать, из этого делаем вывод, что я испытываю чувство истощения; Панические атаки, затем апатия; Растерянность. Нет чёткого понимания происходящего из-за отсутствия разделения "домашней" и "классной" работы, из-за увеличения количества заданий, тестов, коллоквиумов и из-за отсутствия лабораторных занятий; Шок от заданного материала (орфография и пунктуация сохранены).


У преподавателей сходные эмоции и чувства:


Страх за будущее страны; Физический дискомфорт (болят глаза, спина); Беспомощность и беззащитность перед интернет пространством, тревогу; Состояние бегуна, когда дистанция уже закончилась, но не можешь остановиться, возбуждение длится еще долгое время. В этот день никакой другой интеллектуальной работы уже эффективно не сделаешь. Только какую-то физическую… (орфография и пунктуация сохранены).


 

Полевая Марина Владимировна, доктор экономических наук, руководитель департамента психологии и развития человеческого капитала, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Камнева Елена Владимировна, кандидат психологических наук, директор центра научных исследований экономического поведения личности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Буянова Светлана Михайловна, старший преподаватель департамента психологии и развития человеческого капитала, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Симонова Маргарита Михайловна, кандидат социологических наук, доцент департамента психологии и развития человеческого капитала, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва




Также в рубрике

  • Биржевой ПИФ «Фридом – Лидеры технологий» стал лучшим по доходности за 8 месяцев. О целях его создания и перспективах рынка высоких технологий «Финансовая газета» поговорила с операционным директором инвесткомпании «Фридом Финанс» Галиной Карякиной.
    Интервью25 сентября 2020, 15:00
  • Минтруд предложил пересмотреть расчет минимального размера оплаты труда (МРОТ). Согласно предложению ведомства с 1 января 2021 года показатель должен вырасти на 5,5%, до 12 792 рублей. В настоящее время МРОТ составляет 12 130 рублей.
    Российская экономика25 сентября 2020, 14:17
  • Американский IT-гигант Oracle 14 сентября договорился с китайской компанией ByteDance о сделке, благодаря которой мог бы контролировать заокеанский сегмент соцсети TikTok.
    Политэкономика25 сентября 2020, 13:00
  • О причинах роста и коррекции Индекса высокотехнологичных компаний Nasdaq «Финансовой газете» рассказал руководитель аналитического центра Санкт-Петербургской биржи Павел Пахомов.
    Интервью25 сентября 2020, 11:00
  • Среди первой десятки паевых инвестиционных фондов, показавших наибольший прирост стоимости пая с начала года, инвестиционные стратегии семи фондов предполагают вложения в акции высокотехнологичных западных компаний.
    Рынки24 сентября 2020, 19:00