Напомню, что немногим ранее президент издал указ об этих самых национальных целях, который скромно пересмотрел его прошлый аналогичный указ. Достижение большинства целей было передвинуто с 2024 года на 2030-й, поскольку невыполнимость прежних планов к 2024 году стала очевидной.
Сразу отмечу, что новые цели стали менее конкретными и менее амбициозными. Особенно это касается понятных и количественно измеримых целей в части уровня жизни населения. Так, к первому рубежному 2024 году вымирание населения России не прекратится. Даже с учетом притока мигрантов в 2024 году ожидается снижение численности населения на 270 тыс. человек, и лишь в 2030-м она вырастет на скромные 54,7 тыс. Не ожидается в трехлетней перспективе и роста продолжительности жизни (прорыв намечен позднее), а также снижения бедности. При этом на борьбу за увеличение продолжительности жизни по разным статьям бюджета планируется потратить почти 3 трлн. руб. за три года. Правда, на воспитание приверженности к ЗОЖ из них придется лишь по 200–300 млн руб. в год.
Отрадно, что на финансовую поддержку семей при рождении детей, включая материнский капитал, за ближайшие три года выделят почти 2 трлн руб. Правда, коэффициент рождаемости при этом, по прогнозу, все равно снизится. Поддержание численности населения возлагается на приток мигрантов. Однако на их социально-культурную адаптацию и интеграцию будет выделяться лишь по 40 млн руб. в год, что едва ли всерьез поспособствует этому, и можно ожидать нарастания конфликтов с коренным населением.
Доля бедных в 2024 г. все еще составит 10,4%, и лишь в 2030-м она сократится до 6,5% (ранее этот рубеж планировалось достичь в 2024 г.). Заметный рост намечен в основном в экзотических и не очень понятно как измеряемых характеристиках уровня жизни типа «индекса вовлеченности в систему воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» или числа посещений культурных мероприятий. Отвечающая за данное направление вице-премьер Татьяна Голикова должна обеспечить утроение такого рода посещений. Она же обеспечит повышение «доли граждан Российской Федерации, вовлеченных в систему патриотического воспитания» с 17% в 2021 г. до 36% в 2030-м. Хочется надеяться, что вовлечение не будет носить принудительный характер.
После почти неуклонного падения с 2013 г. реальных доходов населения (с учетом 2020 г. общее снижение за 8 лет превысило 15%) правительство запланировало весьма скромный их рост к 2030 г. на 2,4–2,5% ежегодно. Легко посчитать, что лишь ближе к концу планового периода удастся просто восстановить уровень реальных доходов 2012 г. Всего на борьбу с бедностью по разным каналам за 2021–2023 гг. планируется потратить около 21 трлн руб. Правда, более трети этой суммы уйдет на «повышение оплаты труда и денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц». Какое отношение очередной рост зарплат «силовиков» имеет к борьбе с бедностью – в плане осталось за кадром.
Справедливости ради должен отметить, что правительство планирует заняться проблемой мусора и выброса опасных загрязняющих веществ. Скачкообразный рост намечен в сводном индексе обработки (сортировки), утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов. Смущает здесь только слово «захоронение». Чем оно будет отличаться от привычных свалок и мусорных полигонов, ставших в последние годы поводом для серьезных и справедливых протестов граждан, из плана неясно. Не хочу обидеть авторов документа, но некоторые меры звучат как нечто среднее между фантастикой и анекдотом. Так, Рослесхозу предписано увеличить «поглощение лесами углерода» с 600 млн т в 2020 г. до 620 млн т в 2030-м. Так и видится начальник Рослесхоза, выезжающий в лес и командующий деревьями.
Испытываю искреннее любопытство, как первый вице-премьер Андрей Белоусов обеспечит рост физического объема инвестиций примерно по 6% в год, учитывая, что никаких благоприятных изменений в инвестиционном климате правительство в последние годы не провело. С защищенностью собственности или налогами в стране лучше не стало, а про западные инвестиции в свете нарастающей волны санкций в краткосрочной перспективе можно забыть. Любопытно, что по строке «бюджетное финансирование по фактору “развитие конкуренции”» в плане стоят прочерки, из чего следует, что конкуренцию будут, как и прежде, развивать «вербальными инвестициями». Впрочем, из короткого текста этой части плана можно сделать вывод, что упор по-прежнему будет сделан на государственные инвестиции, включая инвестпроекты госкомпаний. За ближайшие три года на госинвестиции предполагается потратить 3,1 трлн руб. Понятными и привычными мерами правительства станет очередной «перезапуск» институтов развития, деятельность которых в последние годы оказалась крайне неэффективной.
Моего университетского образования и даже звания профессора недостаточно для понимания и, соответственно, комментирования таких задач, как «достижение “цифровой зрелости” ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления». Надеюсь, что их понимает вице-премьер Дмитрий Чернышенко, которому планом поручено обеспечить к 2030 г. эту «зрелось» на уровне 100%.
В рамках регионального аспекта плана обращает на себя внимание «комплекс мероприятий, направленных на развитие Северного Кавказа». Он обойдется госбюджету более чем в 230 млрд руб. и даст скромное создание новых рабочих мест – более 20 тыс. единиц, что явно не решит проблему безработицы в этом регионе.
Даже из приведенных мной нескольких примеров видно, что план изобилует непривычными для такого документа экзотикой и креативом. Я бы даже подумал, что в нем есть элементы стеба, если бы на нем не стоял гриф Правительства РФ.