Лучшие друзья банков – льготные кредиты?

У российских банков есть занятное свойство: когда экономике плохо - им хорошо. Не стал исключением и коронакризис 2020 года. Главным лекарством и заодно вакциной для банков от COVID-19 оказались… льготные кредиты по госпрограммам поддержки граждан и бизнеса.
Мнения / 14 апреля 2021, 17:01
Семен Новопрудский, обозреватель Финансовой газеты

Хотя нам чисто интуитивно кажется, что банкам выгодны можно более высокие ставки по кредитам и как можно более низкие по вкладам, на самом деле это не совсем так. Иногда дешевые кредиты оказываются настоящим спасением не только для тех берущего, но и для дающего.  

По данным Банка России, в 2020 году российские банки заработали 1,6 трлн рублей совокупной чистой прибыли. В самом тяжелом для мировой экономики году за 80 лет и самом тяжелом для российской с 2009-го. Такой финансовый результат наших банков всего на 6% меньше абсолютного исторического рекорда прибыли, установленного в «мирном» бескарантинном 2019 году. Из 366 реально действовавших на 1 января 2021 года в России банков в прошлом году убыточными оказались лишь 75. То есть, прибыль получили не только крупнейшие игроки с гигантскими финансовыми возможностями и ресурсами: в плюсе оказались 80% всех российских банков.

Доходы россиян в 2020 году падали (на 3,5% за год – крупнейшее годовое падение в этом веке), экономика падала, а банки зарабатывали прибыль. Как это у них получилось?

Ответ отчасти содержится в обзоре рейтингового агентства «Эксперт РА». Главный его вывод: рост кредитования в России в 2021 году и в среднесрочной перспективе будут обеспечивать программы господдержки. Потому что без них у банков недостаточно заемщиков, способных брать в долг на рыночных условиях. Аналитики даже использовали – по аналогии с нефтянкой – метафору «игла льготных кредитов».

Но, главное, по расчетам «Эксперт РА», в 2020 году рост кредитования в некоторых сегментах оказался бы в разы ниже, если бы не субсидирование со стороны государства. В частности, рост ипотеки (она в 2020 году установила абсолютный рекорд в двух номинациях - по сумме и по количеству кредитов) составил бы 11% против фактических 24%. Рост автокредитования — 4% вместо реальных 8%.  Портфель кредитов малому и среднему бизнесу (МСБ), если бы не льготы, сократился бы на 7% вместо роста на 23%.

Таким образом, дешевые кредиты по льготным госпрограммам в 2020 году спасали не только ипотечников, сполна использовавших самые низкие в истории ставки, не только компании МСБ, героически преодолевавшие эпидемические ограничения, но и сами банки. Не будем забывать и про послабления для банков, которые ЦБ ввел в прошлом году на время пандемии (в том числе, право резервировать меньше средств на плохие кредиты) и которые отменяются с 1 июля 2021 года.

Однако для банков бочка меда льготных государственных кредитов уже начинает разбавляться ложечками дегтя. Понятно, что у россиян и российских компаний есть естественный ограничитель возможности обслуживать новые кредиты - низкий рост ВВП и реальных располагаемых доходов населения. Ни по каким прогнозам в 2021 году доходы россиян не достигнут даже уровня допандемического 2019 года. А ведь наши доходы до этого непрерывно снижались еще и с 2014 по 2018 годы, показав слабый рост в 2019-м. По сравнению с 2013 годом к 2020-му россияне потеряли примерно 10% своих доходов. Корпоративным клиентам, особенно предприятиям малого и среднего бизнеса, пандемия, как вы понимаете, денег тоже не добавила.

Поэтому, как бы ни развивалась ситуация с коронавирусом в России в ближайшие месяцы, значение льготных программ кредитования для банков будет расти. Потому что без субсидирования со стороны государства процентные ставки по льготным кредитам не покрывают уровня риска и не обеспечивают достаточной маржинальности для банков.

Вторая, даже более неприятная для банковской системы проблема – угроза роста просрочки. Многие заемщики физически не могут обслуживать кредиты на нынешнем рыночном уровне ставок. То есть, значительная часть заемщиков будет брать и погашать займы только благодаря сохранению льготных программ и государственным субсидиям.

При этом программа льготной ипотеки уже вызвала бурные дискуссии в правительстве и ЦБ. Банку России, который отвечает за инфляцию и никак не может вернуть ее в рамки таргета 4% годовых, не нравится, что льготная ипотека подогревает цены на жилье. (Кстати, если они продолжат расти, даже дешевые ипотечные кредиты не сделают жилье доступнее для людей из-за высоких цен). Поэтому глава ЦБ Эльвира Набиуллина предложила свернуть программу или, в качестве компромисса, оставить ее только в 24 регионах России. ЦБ даже список таких регионов сам подготовил. Однако вице-премьер Марат Хуснуллин, который отвечает за жилищное строительство, хочет сохранить льготную ипотеку, потому что она помогает застройщикам.

Как бы там ни было, надо честно признать: основную часть прибыли банкам в 2020 году, по сути, заработало государство. Теперь финансовые результаты банковской системы во многом будут зависеть от способности заемщиков платить по кредитам, которые они так охотно брали в 2020 году по льготным ставкам. И от того, как долго сохранятся такие льготы.

 


Теги:
Поделиться в соц.сетях: