Как в пандемию изменилась роль страхования в экономике страны

Прошедший 2020 год стал во многом индикативным для всех без исключения сегментов экономики нашей страны. Многие рынки оказались отброшены в своем развитии назад на годы. Однако страховой сектор не только продемонстрировал небольшой рост, но и стал опорой для устойчивости экономики в целом, действительно важным инструментом социальной стабильности и поддержки населения, отмечает Игорь Юргенс, президент Всероссийского союза страховщиков.
Мнения / 23 апреля 2021, 18:35
Игорь Юргенс, президент ВСС

Страховые компании активно инвестируют в «длинные деньги», которые являются воздухом всей финансовой системы России: например, вложения в госбумаги превышают 250 млрд рублей. А объем выплат по страховым случаям растет быстрее других макропоказателей, отмечаем увеличение на 8% за последний год, на 31% – за последние пять лет. Суммарные выплаты потребителям за 2020 год составили 659 млрд рублей, или 1% от российского ВВП. Особенно впечатляет значительный рост выплат по страхованию жизни – со 133,4 млрд рублей до 204,6 млрд рублей, то есть почти вдвое.

Наибольший объем выплат по-прежнему приходится на ОСАГО, за 2020 год – 137,6 млрд рублей. А всего за пять лет страховщики выплатили по обязательной «автогражданке» почти 800 млрд рублей. Отмечу, что существенная роль заключается не только в страховой защите, ОСАГО – важный элемент институционального изменения для водителей, этот вид страхования привнес элемент цивилизованности во взаимоотношения автовладельцев.

С введением механизма регулирования аварий, особенно по европротоколу, на дорогах минимизировалась доля личного взаимодействия водителей между собой – все решается через запрос в страховую компанию. Еще один важный эффект – улучшение обстановки на дорогах благодаря внедрению динамического способа формирования стоимости страхового полиса. Цена ОСАГО начала существенно зависеть от характеристик аварийности конкретного водителя, что мотивировало их ездить аккуратнее.

В условиях всеобщего сжатия рынка труда страховщики обеспечивают рабочими местами 2,5% всего занятого населения России и во время пандемии даже наращивали наем сотрудников и агентов. В целом наш сектор обеспечивает более 2% всех уплачиваемых налогов в федеральный бюджет.

Традиционно страховщики являются эффективными риск-менеджерами, этот факт вкупе со своевременными и высокопрофессиональными действиями Банка России по поддержке отрасли позволил им устоять в непростой период пандемии. Финансовые показатели страховой отрасли оказались позитивными, международные рейтинговые агентства в начале 2021 года даже улучшили прогноз развития сектора, что отражает мобильность рынка и способность оперативно реагировать на вызовы времени.

В целом страховщики достаточно успешно перестроились на удаленное обслуживание своих клиентов при помощи цифровых форматов, которые наша отрасль активно развивает все последние годы. В прошлом году удалось запустить масштабный проект АИС ОСАГО 2.0, что позволит вывести обслуживание на новый уровень, причем эта система стала основой формирования информационных баз и для других видов страхования.

Страховые компании все быстрее двигаются к формированию прозрачной информационной среды для клиента с точки зрения раскрытия сведений о рисках и продуктах. На рынке уже сложилась тенденция по внедрению стандартов продаж, информированию клиентов, пост-обзвонов для контроля качества. В этом важная социальная миссия страховых компаний: с одной стороны, такие стандарты повышают финансовую грамотность, с другой – снижают риски мисселинга, покупки людьми не совсем нужных им страховых продуктов.

Вместе с функцией сохранения капитала и защиты здоровья появляется и возможность получить дополнительный доход путем инвестирования через страховую компанию. Страховщики же начинают формировать вокруг себя экосистемы, предлагая не только защиту от возможных рисков, но и их предупреждение страховых случаев.

Результаты опроса «Ромира» демонстрируют, что 77% респондентов связывают покупку полиса страхования с уверенностью и воспринимают его как гарантию своего спокойствия. О приобретении полиса и потраченных на него деньгах не жалеют 69%, даже если страховой случай не наступал.

Перед страховым рынком встают все новые задачи, вызванные глобальными тенденциями. В России он только начинает движение в сторону работы по стандартам ESG. Крупнейшие компании постепенно добавляют цели по ESG в свои стратегические планы на ближайшие годы. Это становится важной составляющей их работы, качества оказываемых услуг. Согласно мировой практике социально ответственные компании имеют репутационные преимущества перед конкурентами, характеризуются более высокой мотивированностью персонала, меньше подвержены влиянию регуляторных рисков и более устойчивы в долгосрочной перспективе, что сказывается на оценках и стоимости ценных бумаг таких компаний. В ближайшие пять-семь лет страховые компании будут интегрировать основные принципы ESG в свои бизнес-процессы. Перед всеми нами год от года встают новые вызовы, и каждый раз мы с достоинством их проходим.


Также по теме


Для чего существует бизнес? Что за странный вопрос - конечно, для получения прибыли. Но в современном мире ответственный крупный и средний бизнес существует еще и для того, чтобы защищать природу, заботиться о своих работниках, обеспечивать честность и прозрачность своей работы.
Теги:
Поделиться в соц.сетях: