Дифференцировать штрафы и сократить контроль

Мораторий на плановые проверки стал одной из самых эффективных мер поддержки бизнеса, считает Евгений Базылев, руководитель исполкома МРО «Деловая Россия». Об этом свидетельствуют результаты опроса столичных предпринимателей, проведенного «Деловой Россией».
Мнения / 7 мая 2021, 21:15
Евгений Базылев

Каждый раз, когда по той или иной причине государство ослабляет или частично приостанавливает активность органов КНД, это крайне позитивно сказывается на деловом климате. Бизнес начинает дышать свободнее. Поэтому стремление оптимизировать систему проверочной деятельности – общий момент у всех деловых ассоциаций.
Никто не отрицает необходимости государственного контроля над бизнесом, вопрос в обоснованности и разумности требований, а также соизмеримости наказаний и проступков. Так, очевидно, что один и тот же штраф для гиганта индустрии станет незаметным уколом, а малую компанию может разорить. Отсюда первое предложение «Деловой России Москвы»: дифференцировать штрафы в зависимости от размеров бизнеса компании или, как вариант, выписывать их не фиксированными суммами, а исчислять в процентах от выручки (прибыли) компании.
Еще одна существенная проблема – то, что в поле зрения проверяющих попадают прежде всего благонамеренные, «белые» компании, а теневой сектор зачастую игнорируется. То есть они действуют по принципу «искать легче всего под фонарем». Это сильно дестимулирует вести прозрачный бизнес. В особенности если проверяющие начнут злоупотреблять правом. Так, известен случай, когда одно кафе проверяли каждый день на протяжении полугода.
Как вариант, тут бы помогло установление максимального числа проверок на одну компанию в год. Причем это пороговое значение должно распространяться на все без исключения органы КНД и все виды проверок – плановые, неплановые, а также административные расследования.
Третья проблема – карательный уклон в решениях органов КНД. В подавляющем большинстве случаев это сразу же штраф. Соответственно, стоит вопрос о кратном увеличении практики вынесения предупреждений и предписаний об устранении и нарушений и кратном же сокращении штрафов. Тут стоит вопрос постановки KPI внутри самих государственных структур, занимающихся контролем и надзором.
Четвертое – ответственность самих проверяющих. Она несоизмерима с ответственностью компаний. По нашему мнению, нарушения со стороны чиновников органов КНД должны караться существенно строже, в том числе запретом на замещение государственных должностей по аналогии с запретом на замещение руководящих должностей в бизнесе.
В целом Россия просто обречена прийти к разумному балансу интересов государства, граждан и бизнеса в вопросах контроля и надзора. Иначе поставленная президентом России задача выйти на опережающие темпы экономического роста не сможет быть реализована.


Теги:
Поделиться в соц.сетях: