О создании экосистемы государственных платформ

Только комплексный подход, основанный на новых цифровых сущностях и праве субъекта на собственный цифровой профиль, позволит трансформировать аналоговую экономику в цифровую и сформировать экосистему государственных платформ, отвечающих за регулирование национальной бюджетной системы.
Мнения / 3 июня 2021, 11:59

Экосистему должны составить решения, которые обеспечивают контроль доходных и расходных статей бюджета, общегосударственное планирование развития системообразующих отраслей, конкурентный рынок цифровых финансовых решений и частных криптовалют, а также переход общегосударственной системы управления к экосистеме, основанной на децентрализации управления. Рассмотрим подробнее каждое из этих решений.

Контроль доходных статей бюджета

Федеральная налоговая служба России уже сформировала одну из лучших в мире автоматизированных систем налогового администрирования – АИС «Налог-3». Эта система контролирует движение всех средств между физическими и юридическими лицами, формирующих доходную часть бюджета. Развитие информационных технологий, в том числе в сфере государственного управления, а также значительные изменения в системе налогового администрирования обусловливают тренд на модернизацию существующей информационной системы, основанной на централизованной архитектуре, в сторону децентрализации.

Пример тому – запуск в апреле 2020 года блокчейн платформы ФНС для выдачи беспроцентных кредитов малому и среднему бизнесу. Однако пока это не комплексная программа с единым подходом, а скорее общий тренд на отдельные решения: система межведомственного взаимодействия, государственная единая облачная платформа, единая система идентификации и аутентификации, ГИС ЖКХ и др.

 Контроль расходных статей бюджета

Методы контроля и регулирования расходов в части госзакупок к настоящему моменту настолько устарели, что можно говорить об их полном отсутствии. Использование современных систем расчетов, основанных, в частности, на программируемом или «окрашенном» цифровом рубле, позволило бы кардинально решить вопросы профилактики и пресечения правонарушений в сфере госзакупок.

Общегосударственное планирование развития системообразующих отраслей и контроль над его выполнением

По сути, речь идет о цифровой трансформации модели Госплана России на основе искусственного интеллекта, Big Data и других прорывных технологий, а также на новых сущностях цифровой экономики: смарт-контракты, обеспечивающие контроль исполнения, криптовалюты в качестве системы расчетов между субъектами, блокчейн как среда доверия и т.п.

Конкурентный рынок цифровых финансовых решений и частных криптовалют

Централизованные системы управления и ее инструменты, включая денежную систему (так или иначе основанную на долларе), сегодня находятся в глубочайшем кризисе. Деньги как макро инструмент управления постепенно теряют свой смысл. С другой стороны, многие компании, оформляя программы лояльности, внедряют частные деньги. Авиакомпании начисляют мили; ритейлеры, кафе и рестораны – баллы, а Facebook, «Яндекс» и «Сбер» рассматривают выпуск собственных валют.

В этой связи сложившаяся монополия государства на эмиссию денег уже не столь очевидна. Тогда как появление новых проектов на базе новейших цифровых финансовых решений и частных криптовалют, решающих проблемы общества и предлагающих новые востребованные услуги с использованием технологических преимуществ, например, блокчейна, – важный фактор эффективности всей экономики в будущем.

Децентрализованная система расчетов позволит строить отношения между субъектами напрямую, peer-to-peer (Р2Р), что в итоге приведет к полному вытеснению из обращения централизованных денег в их традиционном понимании.

Переход общегосударственной системы управления к экосистеме, основанной на децентрализации управления

Цифровизация управления и организация экономики на принципах экосистемы решает сразу несколько фундаментальных задач:

  • скачкообразное повышение эффективности всех производственных процессов;
  • переход от экстенсивной модели развития экономики к интенсивной модели;
  • гармонизация социальных отношений за счет ускорения развития производственных отношений до скорости развития производственных сил;
  • формирование свободного рынка цифровых технологических решений, обеспечивающего автоматическое принятие и тиражирование любых рентабельных инноваций.

На сегодняшний момент ключевое звено в формировании национальной экосистемы государственных платформ – создание системы расчетов на базе универсальных стандартов цифровой валюты и инфраструктуры для ее внедрения в международных расчетах. Эта система позволит России консолидировать усилия стран ЕАЭС и БРИКС по формированию суверенной цифровой зоны влияния, которая исключила бы доминирование какой-либо из стран как внутри этих объединений, так и вне их. Только такой подход может обеспечить экономическую и политическую независимость страны со стороны цифровых  валютных зон Запада (в первую очередь США) и Востока (в первую очередь КНР).

В нашей истории есть немало примеров успешной реализации проектов национального масштаба в кратчайшие сроки: ГОЭЛРО, атомный проект, космическая программа. Преобразование страны на базе цифровой экономики, несомненно, относится к проектам такого уровня. При этом у России сегодня еще сохраняется уникальный шанс не только первой создать национальную экосистему государственных платформ, но и занять лидирующие позиции на глобальном рынке разделения труда новой цифровой экономики. Вопрос формирования собственной суверенной цифровой зоны влияния в самое ближайшее время – основа устойчивого развития и национальной безопасности Российской Федерации.


Поделиться в соц.сетях: