Взять 400 миллиардов рублей

Газета «Ведомости» сообщила, ссылаясь на информацию о заседании правительственной бюджетной комиссии, состоявшемся 1 июля 2021 года, что в правительстве обсуждается так называемая донастройка налоговой системы, в результате которой в бюджет ежегодно в 2022–2024 годах должно поступать по 400 млрд рублей.
Мнения / 14 июля 2021, 13:30

Собрать эти деньги планируют за счет реализации следующих налоговых инициатив: повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для металлургов – более 100 млрд рублей дополнительных доходов; корректировки и расширения режима налога на дополнительный доход (НДД) для нефтяной отрасли – 90 млрд рублей; совершенствования системы уплаты акцизов по некоторым видам алкоголя и сахаросодержащим напиткам – 100 млрд рублей; донастройки налогообложения состоятельных физлиц и других мер – 100 млрд рублей.

На фоне многократных заверений властей о важности сохранения стабильности системы налогообложения, о неповышении налогов встает естественный вопрос «Зачем все это?». Что такое случилось, что потребовалось срочно повышать налоги? Возможно, действительно сложилась безвыходная ситуация?

Оказывается, все эти инициативы рассматриваются в контексте поиска денег для реализации так называемых стратегических инициатив правительства. Напомню, что речь идет о новых проектах по пяти блокам: «Новая высокотехнологичная экономика», «Агрессивное развитие инфраструктуры», «Новый общественный договор», «Клиентоцентричное государство», «Национальная инновационная система». В настоящее время Минэкономразвития России отобрало 38 проектов на 5,6 трлн рублей в целях реализации данных инициатив.

Как ко всему этому относиться? Может, и вправду никуда без новых проектов, а потому на их реализацию нужны деньги и надо повышать налоги?

Но это же сюрреализм какой-то: мы повышаем налоги, тем самым лишаем финансовых ресурсов компании, которые могли бы пустить эти средства на реализацию инвестиционных проектов, и одновременно собранные деньги (но уже с помощью государства) собираемся перераспределить на новые проекты. Кто сказал и доказал, что толку от этих новых проектов при таком подходе будет больше? Получается, что есть серьезные сомнения по поводу того, на что собираются пустить дополнительно собранные средства.

Но, возможно, нет хотя бы сомнений, с кого надо взять деньги? В основном это деньги, которые, по мнению госчиновников, были необоснованно получены из-за благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на сырьевые товары (то самое «нахлобучили»). Есть сомнения в принципе: если налоговую систему мы будем постоянно донастраивать из-за изменения внешнеэкономической конъюнктуры, которая достаточно трудно предсказуема, то ни о какой стабильности говорить не приходится. В таком случае не приходится говорить и об инвестиционной привлекательности российской экономики.

Пока трудно сказать, в каком объеме в итоге решат увеличить дополнительные налоговые сборы. Однако одно то, что такие инициативы всерьез обсуждаются, уже плохо. Такие планы не стимулируют предпринимательскую активность. И не стоит это недооценивать.


Также по теме


Как вводили и меняли прогрессивную налоговую шкалу в США, Европе и Российской империи
Поделиться в соц.сетях: