«Финансовая газета» — интеллектуальный ресурс для тех, кто смотрит в будущее!

Генеральный директор "Международной Медиа Группы" Юрий Гончаров в интервью "Эхо Москвы" рассказал о новой концепции "Финансовой газеты", механизмах повышения финансовой грамотности населения и перспективах бизнеса в период пандемии
Интервью / 29 июня 2020, 15:00

― В студии Яна Розова. Здравствуйте! На связи со мной Юрий Гончаров, генеральный директор Международной медиагруппы, председатель совета директоров компании «Результат».

― Рад приветствовать всех уважаемых слушателей.

― Тема эфира: «Финансовая газета» — интеллектуальный ресурс для тех, кто смотрит в будущее. И начнем, наверное, с истории, потому что «Финансовая газета» — одно из старейших изданий в России. 1-й выпуск вышел ещё в 1915 году.

― Нам интересен этот проект. В свое время, когда мы принимали решение о вхождении в него, да, мы внимательно ознакомились с историей этого замечательного издания. Действительно было удивительно, что с 1915 года это издание существовало, развивалось в непростые времена для нашей страны, пережило, можно сказать, несколько эпох, сохранилось и с 91-го года прошло свою, можно сказать, реинкарнацию. Было официальным изданием Министерства финансов. И сейчас продолжает развиваться, становясь мультимедийный ресурсом и одним из ведущих экспертов на финансовом рынке России.

― В настоящее время приоритетное направление издания, основные темы, которые вы освещаете.

― Это финансовый рынок России, структуры финансового рынка, инструменты, основные тренды развития, позиция российского финансового рынка на международной арене. Основные тематики такие как цифровизация, рынок ценных бумаг позволяет быть актуальным, позволяет быть интересным современному читателю. Поэтому это то, что «Финансовая газета» хорошо знает и профессионально умеет описывать.

― Ну, а сейчас «Финансовая газета» — это скорее онлайн-ресурс?

― Конечно же, глобальный тренд цифровизации нас затронул. И мы двигаемся в направлении мультимедийных ресурсов. Сейчас «Финансовая газета» — это, конечно же, не только бумажная версия, хотя она очень интересна для экспертов, для читателей, которые интересуются именно рынком финансов. Обзоры и профессиональное мнение, которое высказывают авторы на уровне там самых высоких мировых стандартов. А сейчас, конечно же, это цифра. Это все возможности, которые предоставляет нам глобальная паутина. Это и сайт, и социальные сети, и различные онлайн-мероприятия, которые мы проводим регулярно.

― Еженедельно по-прежнему выпуск?

― Конечно же.

― Вот очень распространённая сейчас фраза «финансовая грамотность», «основы экономики». Насколько эта тема актуальна для нашей страны? И что значит быть финансово-грамотным вообще сегодня?

― Начну с последней фразы, что значит быть финансово-грамотным сейчас. В 1-ю очередь это знать, что такое финансовый рынок, это знать, что такое финансы. Мы все привыкли к слову «деньги».

Это наш обывательский термин. Есть хорошая пословица: деньги – это всё, что меньше миллиона, всё, что больше, уже соответственно финансы. Поэтому как только мы говорим о том, что появляется возможность и необходимость профессионально управлять финансами, да, мы должны знать, как это делать. И эти шаги в мире финансовой грамотности позволяет пройти «Финансовая газета». Мы пишем о базовых инструментах финансового рынка, как пользоваться кредитами, как пользоваться земельными услугами банков, других финансовых учреждений, как на этой дороге финансов не совершить ошибок и обеспечить базовые потребности в достатке граждан Российской Федерации.

― А, может быть, Вы расшифруйте как-то поподробнее, дадите какие-то рекомендации нам?

― Как всегда финансы – это одновременно и просто, и сложно. Например, если говорить о финансовой грамотности в целом, то порядка 60% по данным Центрального банка людей свою грамотность повысили, пользуясь, например, теми или иными программами, используя информацию, которую печатает «Финансовая газета», размещено на сайте Министерства финансов, Центрального банка. А что касается конкретно финансов, здесь 1-е золотое правило – быть осторожным. И второе – знать, что ты делаешь, и куда ты обращаешься за теми или иными финансовыми инструментами. Читайте «Финансового газету» и Вы не совершите ошибок, которые совершают многие на этом пути.

― Надо еще знать, что читать. Информации много в «Финансовой газете».

― Первые две страницы дают общее понимание об основных финансовых трендах, что произошло, какие намерения на будущее у основных законодателей финансового рынка. Уже экспертные вкладки и профессиональные советы раскрывают там дальнейшие соответственно движения, те, которые происходят на финансовом рынке.

― На какие новости Вы рекомендуете всё-таки обращать внимание в первую очередь, чтобы понять, что происходит в стране и мире?

― У нас традиционно сложилось мнение, что достаточно знать два основных показателя – это цену на нефть и курс доллара. Исходя из этого, все начинают обсуждать, куда же будет двигаться соответственно финансовый рынок России. Можно, конечно же, ограничиться этим, исходя из того, что у нас всё-таки ресурсо-зависимый бюджет. Но я бы сказал, что экономика насколько плотно переплелась с политикой, поэтому основные базовые политические новости, основные показатели — нефть, доллар. И это уже дает возможность на любительском уровне оценивать основные тренды и заглядывать чуть-чуть в будущее.

― Когда-то в советские времена говорили: «Я читаю между строк». Сегодня насколько актуальна эта фраза?

― В условиях глобального информационного потока мы вынуждены постоянно читать между строк, понимая суть ситуации, понимая, что действительно стоит за тем или иным информационным потоком. Поэтому эта фраза актуальна как никогда. И её актуальность, я думаю, что с увеличением информационных потоков будет приобретать все больший и больший смысл.

― Я понимаю, что, может быть, сейчас ставлю Вас в тупик, но, может быть, среагируете. Какая новость для Вас вот как раз в этом контексте интересна, когда узнав что-то, Вы начинаете понимать, что именно хотел сказать автор?

― А Вы знаете, мы в последнее время начали печатать на одной из последних страниц газеты бизнес-юмор. С учётом того, что юмор наше всё, общественное бессознательное и коллективное сознательное всегда в юморе отражает, скажем так, ту самую суть, которую мы видим в том числе и между строк. Поэтому рекомендую всем читать побольше бизнес-юмора, финансового юмора. И он позволяет понять быстро и ёмко как раз суть происходящих изменений. Если говорить о конкретике, то полезных материалов, экспертных материалов, их очень много. Мы освещаем практически каждое событие, которое хоть как-то влияет на финансовый рынок. Поэтому в зависимости от интересов читателей, слушателей, я думаю, что каждый может себе найти то, что ему наиболее интересно и актуально конкретно для него. У нас есть замечательный автор, там он является заместителем главного редактора, Глеб Баранов. Очень интересные материалы по рынку ценных бумаг. Не секрет, например, что за последние несколько лет рынок облигационных инструментов растет кратно. И в настоящее время рост рынка облигаций, например, превышает рост рынка кредитования. А с учетом пандемии, необходимость производных финансовых инструментов только повышает. А в условиях, когда кредит становится получить всё сложнее, и по нашей информации, заявки на кредитование удовлетворяются сейчас не более, чем на 5% по сравнению с 1-м кварталом 20-го года среднее удовлетворение заявок кредитных там было порядка 30%. То есть мы видим, например, кредитный кризис. Это объяснимо в настоящих условиях. И поэтому Глеб на страницах газеты, на страницах сайта прекрасно освещает тенденции рынка ценных бумаг. Эта информация востребована как широкими массами, интересующимся финансовыми вопросами, так и узкопрофильными, финансовыми организациями, инвестиционными фондами, кредитными организациями, которые прислушиваются к этой аналитике.

― Я прочитала на страницах Вашей газеты, что сейчас средняя ставка по кредитам для населения, ну, примерно 8%. Как Вы думаете, насколько долго продержится эта ставка? Она для нас, по-моему, минимальная. Ниже не было.

― Действительно средняя ставка примерно находится в этом диапазоне. Насколько продержится, зависит от нашего финасово-экономического блока. Я думаю, что здесь основной законодатель мод у нас Центробанк будет стараться ее удержать для того, чтобы не допустить ситуации удорожания базовых кредитов для населения, что повлечет за собой дополнительное социальное напряжение и издержки среди широких масс населения. А в условиях выпадающих доходов за последний квартал, это такая достаточно серьезная проблематика, которая может ударить по потребительскому спросу и в целом по экономическим интересам значительной части населения.

― Финансовые новости – это такая серьёзная тема. И обычно пишут таким глубоким научным языком, освещая вот эту тему. Насколько это правильно или неправильно? И на кого вообще тогда рассчитана «Финансовая газета»? Больше на специалистов или на обывателя?

― Я бы взял некую золотую середину по одной простой причине — во время глобальных изменений по сути XXI века, это первый век, когда срок жизни технологий короче срока жизни человека. Поэтому мы стоим в позициях, когда мы вынуждены меняться сами. И те изменения, которые происходят в мире, мы их проживаем. Причем неоднократно. По мнению ведущих аналитиков, 2-3 раза, за средний срок жизни человека. Поэтому человек, который имеет отношение к финансовому рынку – это по сути каждый человек, потому что все мы имеем дело с деньгами. И те, кто чуть-чуть забрался хотя бы за миллион, имеет возможность уже управлять финансами и должен принимать взвешенное решение по финансовой тематике. Поэтому я бы сказал, что это действительно золотая середина тех людей, которым интересен профессиональный подход к своей жизни, которые профессионально относятся к изменениям, которые происходят в мире и в их жизни, и заинтересованы, чтобы действительно развиваться, и как следствие обязаны обеспечивать свой достаток, а значит правильно и грамотно управлять своими личными финансами, тех компаний или каких-то инструментов соответственно, которые у них находятся.

― А в Вашей области интересов сейчас что находится? Ну, кроме «Финансовой газеты»?

― А мы сейчас активно рассматриваем инвестиционную составляющую. По нашим оценкам инвестиционный рынок России колоссально недооценен. И как всегда любой кризис – это в первую очередь время возможности. Кто-то уходит с рынка. Кто-то приходит. Поэтому мы сейчас смотрим широко на российский рынок с точки зрения входа с возможностью инвестиций в не пострадавшие отрасли, которые хорошо себя показали во время кризиса. В тоже время внимательно приглядываемся к тем отраслям, на которых действительно максимально сказались кризисные явления. Это хорошая возможность для входа в эти отрасли, которые в какой-то части были достаточно закрытые, или когда период входа на них был достаточно длительный. Сейчас на эти рынки можно зайти достаточно быстро в низкий порог.

― Давайте сначала с 1-го начнём, которые не пострадали. Это какие сферы отраслей Вы имели в виду?

― Это же, конечно же, фармацевтика. Мы понимаем, что в периоды любых эпидемий общий тренд –фармацевтические компании растут, что показывают основные индексы. И это закономерно. 2-е, конечно же, – это все компании, которые имеют отношение в том или ином контексте к цифровому тренду. То есть мы понимаем, что удаленка – это наше все. И все эти компании, конечно же, колоссально сейчас выстрелили. И отложенный эффект этого в том числе, он достаточно большой, что позволяет вкладываться в них и развивать этот рынок и эти технологии дальше.

― Речь идет о фондовом рынке вложений? Или напрямую инвестиции в те компании, которые Вас интересуют?

― Мы смотрим и рынок ценных бумаг. Это хороший индикатор. И в то же время любим прямые инвестиции, что позволяет понимать сущность того или иного бизнеса, в нем персонально разбираться и принимать взвешенные решения.

― А «Финансовая газета» сейчас является по-прежнему государственным изданием?

― Нет. «Финансовая газета» является партнером многих государственных органов. У нас подписано соглашение о сотрудничестве. Поэтому профессионально мы освещаем деятельность тех или иных ведомств, в частности, например, Счетной палаты. Мы хорошо и тесно сотрудничаем с ведущими экспертами финасовыми площадками России такими как Финансовый университет, Академией Плеханова, Институт нефти и газа имени Губкина и прочими учреждениями, что позволяет нам, действительно опираясь на профессиональную и высокую экспертную базу коллег, которые хорошо представлены в финансовой отрасли, освещать абсолютно различные аспекты в отраслях экономики.

― Не знаю, настолько для Вас было важно объединение с «Деловой Россией», но в новостях это часто встречалось, упоминалось. И как раз когда вот произошло это вот объединение, Вы заявили, что объединив, прошу прощения за тавтологию, наш потенциал и потенциал «Деловой России», мы можем серьезно влиять на экономическую политику. Как? И что удалось уже сделать, если удалось?

― Конечно же. Ведь, например, если мы возьмем тематику финансовой грамотности, то как никто другой общественно-политические объединения способствуют внесению этого знания в массы. А с учётом того, что такая отличная общественно-политическая организация как «Деловая Россия» объединяет в себе активных финансово-грамотных и образованных людей, то здесь наши интересы сходятся, и действительно опираясь на бизнес-круги, которые представлены в «Деловой России», нам удалось провести несколько мероприятий, таких, например, как «Финансовый клуб «Финансовой газеты», который объединил как раз заинтересованных коллег в развитии финансового рынка России. И удалось внести несколько инициатив со стороны «Финансовой газеты», в том числе для государственных форм. Здесь как раз сотрудничество с «Деловой Россией» принесло уже возможности практической реализации тех или иных инициатив и экспертных знаний, которые мы аккумулируем в «Финансовой газете».

― Самая важная, на Ваш взгляд, инициатива?

― Я бы сказал, что это меры по поддержке бизнеса в период пандемии. Это и гостиничный бизнес, и ресторанный бизнес. Наши эксперты активно участвовали в подготовке инициатив, которые были представлены и на федеральном уровне, и на московском уровне.

― Это как раз то, о чём я Вас не успела спросить, когда Вы говорили о тех компаниях, которые оказались в сложной ситуации. Вы это имели в виду, да?

― Конечно. Потому, что в 1-ю очередь мы все люди и понимаем, что можно закладываться на риски в бизнесе. Но на колоссальный форс-мажор, который имеет мировой масштаб, конечно же, мы закладываться не в состоянии. Здесь взаимопомощь и выручка и в бизнес кругах, и лично по-человечески она, конечно же, приветствуются. Поэтому со своей стороны предприняли всевозможные меры, чтоб помочь коллегам, которые оказались в сложной ситуации.

― Не могу не спросить Вас об оценке экономической ситуации в стране сейчас, и, может быть, прогноз на будущее.

― Меры, которые предпринимаются, их достаточно много. Весь вопрос, насколько эффективно они реализуются. Если мы говорим о том, что основная часть мер направлена на конечных пользователей через банковский сектор, это решение правильное и, наверное, альтернативы ему нет, поскольку системная работа через банковские структуры, она действительно там наиболее эффективна. И банковский сектор обладает наибольшими компетенциями для реализации тех или иных финансовых инструментов. Это первое. А второе, здесь, наверное, не нужно рассчитывать на всеобъемлющую помощь, потому что с одной стороны социальные программы, направленность мер на адресную поддержку конкретных людей, наиболее незащищенных слоев населения – это социальная функция государства. Но бизнес должен, конечно же, выкарабкиваться и развиваться сам и выбираться из этих ситуаций. Поэтому та помощь, которая доходит до бизнеса это, как говорится, огромное спасибо. Мы всегда привыкли рассчитывать на собственные силы.

― Вот всё, что произошло в стране за последнее время, говорит о том, что бизнес оказался без подушки безопасности. И политика, если появляются лишние деньги, вкладывать их в развитие, оказалась неоправданной в отличие от зарубежных стран. Как с этим быть?

― Развитие бизнеса и инвестиции в условиях санкций – это как минимум сложно. Больший риск, больше форс-мажорных элементов. Инвестиционный климат, который сложился у нас в России это только подтверждает. Поэтому да, действительно сложнее. И да, действительно больше рисков, но как всегда в условиях, когда больше рисков, большая маржинальность. Поэтому каждый для себя принимает решение сам. Единственное, что я бы сказал, что нехватка всё-таки в России системных инвестиционных институтов, и коммерческих в том числе, приводит к тому, что колоссальное количество стартапов и проектов, имеющих колоссальных в том числе экспортный потенциал, к сожалению, уходят в других юрисдикции, оффшоры. Это Европа. Это Соединенные Штаты. И там мы видим, что они действительно выстреливают. Интересный момент, что, например, со стороны Китайской Народной Республики существует колоссальный мера экспортной поддержки не только импорта товаров и экспорта, но существуют и колоссальные меры по инвестиционной поддержке. Когда мы сталкиваемся с нашими китайскими товарищами, мы видим, что условия для реализации инвестиционных проектов, конечно, на порядок лучше, чем созданы у нас в России. К сожалению, это факт. И приходится в том числе и в этих условиях работать на нашем российском рынке. И тем не менее мы верим в успех что инвестиционный климат в России будет лучше, в том числе с применением ряда законодательных актов, которые уже достаточно долгое время находятся на рассмотрении, как, например, закон о защите социальных инвестиций в России. Он дал бы очень хорошую свободу инвесторам и возможность для реализации как крупных инфраструктурных проектов, так и в целом для массовой инвестиционной инициативы в реальный сектор экономики. Сейчас этот тренд смещается в сторону ценных бумаг, поскольку он, понятно, является более защищенным, более прозрачным, ну, и более легким, с точки зрения сбора этих данных.

― А у России свой путь развития? Или можно взять пример какой-то страны? Вот Вы привели сейчас в качестве примера Китай.

― Вы знаете, я отвечу очень просто. Ведь Китайская народная республика взяла всё самое лучшее от Советского Союза и приплюсовала к этому рынок. Это тот путь, по которому мог бы пойти Советский Союз в одной из исторических развилок. Однозначно у России свой путь развития. В этом есть свои плюсы и минусы. Мы действительно, если уже не одна шестая, то, как минимум, одна восьмая части продолжаем увеличиться. Поэтому я думаю, что у нас в любом случае всё будет хорошо, потому что потенциал для развития у нас, конечно, колоссальный.

― Вы немного уже упомянули о мерах поддержки, но как оказалось недавно, в список пострадавших от пандемии отраслей включили и средства массовой информации. Постановление об этом подписал премьер-министр Михаил Мишустин. На какие меры поддержки может рассчитывать отрасль? И насколько это важно для финансовых газет?

― Мы очень рады тому, что отрасль СМИ была в целом признана соответственно пострадавшей от коронавируса. Это действительно так. Не секрет, что рекламные бюджеты сильно сжались. А это напрямую влияет на финансовые возможности изданий. Поэтому спасибо огромное правительству за то, что все-таки к нам прислушались. Что касается конкретно «Финансовой газеты», то мы рады возможности получить какие-то соответственно средства поддержки, но в первую очередь, конечно, рассчитываем на собственные ресурсы, на те проекты развития, которые мы запустили, что позволяет нам уверенно смотреть в будущее.




Также в рубрике

  • За три месяца «карантинных каникул» ‒ с марта по май текущего года ‒ продажи минеральной воды упали на 23%, а питьевой воды ‒ на 18% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Об этом сообщили в Союзе производителей безалкогольных напитков и минеральных вод (СПБН).
    Российская экономика21 сентября 2020, 16:00
  • Похоже, история финального отрезка прошлого сезона чемпионата России может снова повториться.
    Матчи21 сентября 2020, 15:10
  • Международный журналистский расследовательский проект ICIJ, изучив документы финансовой разведки США (FinCEN), предал огласке операции американских банков, подпадающих под критерии сомнительных. Есть среди них и те, что проводились в интересах российских бизнесменов.
    Мировая экономика21 сентября 2020, 14:57
  • Из официальных комментариев по итогам I полугодия 2020 года.
    Потребительский рынок20 сентября 2020, 16:00
  • Карантин и падение доходов населения из-за кризиса неожиданно оказались на руку ритейлерам. В связи с изменением образа жизни и сокращением целого ряда статей семейного бюджета люди стали тратить больше денег в торговых сетях.
    Рынки20 сентября 2020, 12:00