«Искусство и деньги»: о рисках инвестирования в искусство и состоянии арт-рынка после пандемии

Об искусстве с точки зрения инвестирования и о том, что сегодня происходит на арт-рынке рассказывает искусствовед, куратор, директор Synergy Art Academy Елизавета Фролова
Интервью / 21 июля 2020, 15:19
Арт-директор Синергии Елизавета Фролова

— В чем отличие финансовых вложений в предметы искусства от других видов инвестирования?

— Есть одно большое преимущество. Искусство – это актив, который наименее зависим от других факторов экономики, в том числе от падения или роста активов. К тому же, в отличие от той же недвижимости, оно не требует серьезных эксплуатационных затрат, кроме расходов на содержание. Эта сумма, как правило, составляет 1-3% от общей стоимости. Это основное отличие, но нюансов в этом виде инвестирования, конечно, тоже множество.

— Есть ли какие-то риски при приобретении предметов искусства. К примеру, что оно упадет в цене?

— Определенные риски, конечно же есть всегда. Вы можете приобрести коллекцию, в надежде продать ее по более дорогой цене. Но здесь есть некоторые детали, о которых лучше знать заранее. К примеру, аукционные дома не всегда рады тем коллекциям, которые долгое время находились в простое. Искусство должно жить своей жизнью, «дышать». Что это значит – как владелец, вы должны проводить некоторую работу – анализ текущего финансового состояния коллекции, участвовать в выставках, международных форумах, размещаться в каталогах. Сюда же отнесем регистрацию на специализированных электронных платформах типа Google Art Institute, работу со СМИ и т.д. Смысл в том, что вас должны знать и вы должны быть частью арт-мира. Если этого не делать, то скорее всего вашу коллекцию поставят в долгий список ожидания, чтобы попасть на торги. В результате, вам будет гораздо тяжелее найти покупателя по заявленной цене.

— Какие потери понес арт-рынок за этот период пандемии и кризиса?

— Кризис сильно повлиял на мировую экономику в целом и, конечно же, на арт-рынок в частности. Есть ряд отчетов на эту тему, с конкретными цифрами. Если обратиться к данным Art Basel, то из участников арт-рынка сильнее всего пострадали фрилансеры – 39% из них потеряли 75% дохода, это достаточно серьезные цифры. Согласно опросам, многие из них просто были не готовы к работе на дому и не располагают такой возможностью. 
К тому же, очевидно, что сейчас произойдет серьезное перераспределение финансирования. Больше внимания планируется уделять новым технологиям и меньше на офлайн мероприятия, тем более связанные с выездами заграницу. Многие ярмарки отменены и после завершения пандемии представители арт-мира еще какое-то время будут опасаться выезжать, соответственно и денег на это будет тратиться меньше. В тоже время онлайн технологии сегодня во многом будут определять конкурентоспособность на рынке. То есть происходит такое перераспределение, за этим надо пристально следить, чтобы оказаться в выигрышном положении.

— Чего ожидать участникам арт-рынка после пандемии?

— Этот вопрос как раз перекликается с предыдущим. Очевидно, что стоит ожидать бум в плане создания и развития онлайн-платформ. Это подкреплено данными Bank of Amerika, согласно которым 25% доходов в сфере искусства сейчас приходится именно из сферы онлайн. И это только начало. Второй момент – предполагается период изменений бизнес-стратегий, что можно наблюдать уже прямо сейчас. Мелкие игроки рынка сейчас объединяются и создают арт-бизнес коллаборации, потому что так проще выжить. В целом выиграют те, кто более гибок и способен быстро трансформироваться, потому что период сейчас такой – изменчивый и надо уметь быстро адаптироваться.

— Посоветуйте, во что инвестировать деньги на рынке искусства?

— С этим вопросом лучше обратиться к консультантам. Это сфера, в которой очень много нюансов и если вы начинающий коллекционер, то сориентироваться будет достаточно сложно. Могу дать только советы общего характера, такой своего рода мастхэв для всех желающих. Не стоит скупать бездумно все, что понравится. Особенно аккуратно стоит относиться к начинающим художникам, даже если вам очень нравятся их работы, и вы чувствуете, что за этим большое будущее. Тоже самое и с раритетными полотнами – если работа была написана достаточно давно и иностранного авторства, это совсем не значит, что она будет представлять интерес на нашем рынке. Картины известных авторов тоже не всегда получается в последствии удачно сбыть. Здесь нужно смотреть не только на имя, но и на период творчества, а также на характер работы. К примеру, эскизы и незавершенные полотна бывает продать достаточно сложно. Ну и, конечно же, надо обязательно смотреть статистику аукционных продаж. И все же, я рекомендую в каждом конкретном случае обращаться с этими вопросами за консультациями к специалистам.




Также в рубрике

  • Сотрудники Минского электротехнического завода имени Козлова прекратили работу и выдвинули властям ряд требований, среди которых немедленное прекращение насилия против мирных безоружных граждан, имеющих право мирно выражать свою политическую позицию.
    Политэкономика11 августа 2020, 16:04
  • В Белоруссии 9 августа прошли выборы президента. Победил с гигантским отрывом действующий глава государства Александр Лукашенко - согласно данным местного ЦИК, за него проголосовали более 80% пришедших на выборы избирателей. Его уже поздравили лидеры Китая и России.
    Мероприятия11 августа 2020, 13:56
  • По состоянию на середину дня бумаги АФК «Системы» подорожали на 5%. В денежном выражении их стоимость составила 21,119 рублей за акцию.
    Российская экономика11 августа 2020, 13:18
  • Российские компании вернулись к расчетам наличными, главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников о начавшемся возврате отечественной экономики в 90-е годы
    Деньги11 августа 2020, 13:00
  • Как следует из отчета компании Uniper, ужесточение санкций США против «Северного потока – 2» повышает вероятность задержки проекта или даже прекращения его реализации.
    Политэкономика11 августа 2020, 11:58