Андрей Леонидович Костин
Родился 21 сентября 1956 года в Москве.
В 1979 году окончил экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в 2001 году защитил кандидатскую диссертацию.
В 1979-1992 годах работал в МИД РФ.
С 1993 по 1995 год был заместителем начальника управления иностранных инвестиций банка «Империал».
В 1995 году стал первым заместителем председателя Национального резервного банка.
В 1996-2002 годах возглавлял Внешэкономбанк.
С июня 2002 года Костин был назначен на должность президента и председателя правления Внешторгбанка (ныне — Банк ВТБ).
Член президиума совета Ассоциации российских банков, входит с советы директоров ряда компаний.
Член бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Поворотным моментом в карьере одного из самых влиятельных банкиров России Андрея Костина считается его переход в 2002 году с должности председателя правления ВЭБ в кресло руководителя Внешторгбанка (сейчас ВТБ). Однако легендарная непотопляемость Костина родилась и закалилась именно в ВЭБ: тогдашний председатель правительства Евгений Примаков трижды безуспешно пытался уволить Костина с поста председателя ВЭБа — банка, ставшего после распада СССР агентом государства по обслуживанию советских долгов и активов.
На пост главы ВЭБ Костина привели институтские связи. Во время учебы на экономфаке МГУ Костин подружился с Петром Авеном, Сергеем Дубининым, а также с Гавриилом Поповым, Сергеем Шохиным, Сергеем Игнатьевым. Через несколько лет после окончания института, в 1992 году, Костин основал «Русскую инвестиционно-финансовую компанию» (РИФК) вместе со своим товарищем Александром Лебедевым. Вскоре Костин и Лебедев приобрели собственную кредитную организацию — Национальный резервный банк (НРБ).
Банкиры приняли активное участие в предвыборной кампании Бориса Ельцина «Голосуй или проиграешь», а после выборов Ельцин назначил Костина председателем Внешэкономбанка. Тогда британский журнал Worldlink включил его в сотню самых многообещающих политиков и бизнесменов планеты.
С приходом к власти Владимира Путина коммерческую часть Внешэкономбанка слили с Внешторгбанком, и Костин возглавил обновленный ВТБ. В течение нескольких лет ВТБ присоединил к своим активам «Гута-банк» и «Промстройбанк».
Но самой сложной сделкой в карьере Андрея Костина — по его собственному мнению — стало присоединение Банка Москвы к группе ВТБ.
В феврале 2011 год ВТБ приобрел 46,48% «Банка Москвы», а затем увеличил долю в банке до 75%. Активную помощь в перераспределении акций оказало государство: АСВ выделило ВТБ 295 млрд рублей по ставке 0,51% годовых на 10 лет. Тогда наблюдатели назвали помощь государства беспрецедентной.
Не прекращая развивать империю ВТБ — с 2012 по 2018 год ВТБ купил ТрансКредитБанк, контрольные пакеты в банках «Возрождение», Саровбизнесбанка, Запсибкомбанка, а в 2016 году создал «Почта Банк» — Костин весьма жестко отказывается кредитовать средний и малый бизнес. Известна его фраза: «Если сегодня малый и средний бизнес не востребованы в стране, то какой смысл их кредитовать?».
Глава ВТБ — один из немногих, кто может позволить себе открыто возражать властям: на недавнее обвинение предпринимателей в жадности, которое выдвинул премьер-министр РФ Михаил Мишустин, Костин ответил цитатой из Маркса: «Максимизация прибыли является природной особенностью бизнеса».
Традиционную конкуренцию между двумя гигантами — Сбером и ВТБ — можно назвать игрой по правилам, но борьба за влияние между их главами Грефом и Костиным — вполне реальна. Чуткий к инновациям Герман Греф реагирует на сигналы сверху, Костин часто непреклонно стоит на своем.
Сегодня Костин озабочен созданием открытой экосистемы ВТБ — в этом вопросе банк пока отстает от Сбера, развивающего около 30 нефинансовых компаний. ВТБ пока определил шесть ключевых индустрий для развития: технологические компании, сервисы объявлений, электронная коммерция и ритейл, телеком, индустрия развлечений и транспорт.
Вместе с возглавляемым им банком Костин попал под западные санкции: ВТБ вошел в списки еще в 2014 году, Костин – в 2018 году.