Торговые автоматы вытесняют традиционный ритейл

Торговые автоматы вытесняют традиционный ритейл

Замысловатое словечко «вендинг» обосновалось в русском языке надолго. В переводе с английского оно означает «продажу товаров и оказание услуг при помощи автоматов». Иными словами, и пополнение баланса на телефоне через терминал, и покупка кофе или снеков через автомат, – все это и есть вендинг.
Финтех / Елена Пылаева 13 Апр 2019, 20:00
Торговые автоматы вытесняют традиционный ритейл

Японцы рулят

Хотя родиной вендинга является Великобритания, сейчас безусловным лидером мировой автоматизированной торговли по праву считается Япония, где на один автомат приходится 20 жителей. США занимает почетное второе место с показателем 40 человек. В европейских странах эта цифра колеблется от 60 до 110.

Автоматами с кофе, водой и снеками нас уже не удивишь, зато другие вендинговые «фишки» для россиян пока еще не столь обычны. Так, забывчивых японцев и тех, кто пролил во время рабочего дня на галстук кофе, обслуживают галстукоматы. Живого омара тоже можно купить без продавца, причем процесс его вылавливания прозрачен – аквариум же перед глазами. Американцы также удивили, придумав автомат по продаже слепленных снежков. А виноматы, снабженные алкотестером, никогда не продадут алкогольный напиток подвыпившему покупателю. В мире есть даже антистрессовые автоматы, где можно купить, скажем, вазочку и тут же, не отходя от точки, ее разбить.

Вендинговый бизнес в России относительно молод и до живых омаров нам еще далеко. Тем не менее эта отрасль в последние годы динамично развивается, является перспективной и при грамотной организации дела способна приносить высокую прибыль.

По данным Национальной ассоциации автоматизированной торговли (НААТ), в 2010 году в России насчитывалось всего 22 тыс. торговых автоматов, а уже в прошлом – их количество превысило 200 тыс. Правда, такой прорыв был обеспечен, прежде всего, за счет периода до 2014 года, когда рынок ежегодно рос на 15–20%. В 2015 году он значительно просел, но уже с 2017-го положение понемногу стало выправляться. Несмотря на все взлеты и падения, отечественный вендинг сейчас по темпам развития опережает европейские страны, пропуская вперед только Польшу.

Зарождался вендинг в России в 90-е годы, разумеется, что и первые автоматы были импортного происхождения. Сейчас привозная техника также работает на внутреннем рынке, однако и наши производители не отстают, предлагая все новые свои разработки. Так, на Савеловском машиностроительном заводе придумали вендинговый аппарат с лифтовым механизмом, торгующий энергосберегающими лампочками. Предприниматели внимательно следят за зарубежными новинками и наиболее приемлемые варианты реализуют на нашей почве. Например, первые зонтоматы появились в Лондоне в 2006 году, и уже в 2010-м их аналоги были установлены в схожем по дождливому климату городе – Санкт-Петербурге.

Под влиянием растущей популярности вендинга компании расширяют свое производство. Так, один подмосковный завод изначально специализировался на выпуске питьевых автоматов, а сейчас в его модельном ряду уже восемь вендинговых установок по продаже молока, «незамерзайки», аптечных товаров, цветов в букетах и корзинках и др. Стоимость одного такого агрегата зависит от его назначения и составляет порядка 158–175 тыс. руб. Кстати, отечественные аппараты на 30% дешевле европейских, даже несмотря на импортные комплектующие, что делает их востребованными на внутреннем рынке.

Простой и сложный

По сравнению с традиционной торговлей у вендингового бизнеса есть ряд преимуществ. Прежде всего, относительно дешевая аренда, так как автомат занимает небольшую площадь, работая при этом 24 часа в сутки. Не надо тратиться и на персонал, ведь на первых порах сам предприниматель может заниматься пополнением ячеек с товаром и поддержанием аппарата в рабочем состоянии. Мало того, можно получить дополнительные деньги за размещение рекламе на его корпусе. Если он не приносит запланированной прибыли, его легко можно переместить в другое, более удачное место, или же кардинально изменить ассортимент, ориентируясь на спрос. Бизнес легко расширяется за счет приобретения новых автоматов. Плюс конкуренция в этой отрасли (особенно в регионах) еще не достигла своей остроты, значит, будет проще найти свою нишу и развиваться на ее базе.

Однако на каждый плюс есть свой минус. Так, неправильный выбор места установки аппарата может принести значительные убытки. Стоит учитывать и возможные внешние повреждения, то есть вандализм. Торговый автомат быстро не окупается, так что придется подождать не менее одного года. Необходимо учитывать и сезонность. Так, точка по продаже прохладительных напитков не принесет прибыли зимой.

Следует учесть и тот факт, что государство постепенно усиливает контроль над вендинговым бизнесом. Так, еще в 2016 году были приняты поправки о введении онлайн-касс в 54-ФЗ для передачи данных о всех операциях налоговикам. Среди вендингового бизнеса нововведение тогда вызвало недовольство, и некоторых послаблений удалось добиться. Механические автоматы были освобождены от онлайн-касс, плюс ИП, не имеющие наемного персонала, получили отсрочку до 1 июля 2019 года. Правда, в Госдуме поговаривают о возможной отсрочке и до 2021-го. Серьезному бизнесу, конечно же, нужно быть готовым уже к этому лету, а не занимать выжидательную позицию.

Нашествие вендинга

Вендинговые автоматы уже прочно обосновались в офисах, деловых центрах, редакциях, вузах, медицинских учреждениях, аэропортах и на вокзалах. Мало того, с недавнего времени они активно осваивают подземные пространства. Если в 2017 году на 22-х станциях столичного метро было размещено 190 таких аппаратов, то в прошлом – еще 55 станций, благодаря 400 установкам получили доступ к вендингу. 19 остановок Московского центрального кольца (МЦК) в местах оживленного пассажиропотока, но не мешая ему, были оборудованы 40 автоматами.

Причем ассортимент этих торговых точек не ограничивается только снеками, кофе с собой и безалкогольными напитками. Через вендинговый канал можно также купить мороженое, косметику и парфюмерию, текстиль и обувь, аптечную продукцию (кроме лекарств), аксессуары к гаджетам, билеты в театр и даже цветы. Для последних предназначены специализированные фломаты. Места под торговые автоматы разыгрывались на аукционах, причем большинство победителей – представители малого бизнеса.

Нешуточные споры развернулись по поводу установки торговых автоматов в школах. Родители единым фронтом выступили против вендинга, продающего цветную газировку, чипсы и ГМО-батончики. И, похоже, они одержали победу. Утвержден список разрешенных продуктов: молоко, соки, йогурты, творог, вода без газа, какао, чай. Значит, школьному вендингу придется взять курс на правильное питание.

Итак, отечественный вендинг активно развивается, он перспективен и прибылен. Торговые автоматы постепенно охватывают все новые сферы потребительского рынка и успешно конкурируют со стационарным ритейлом и заведениями общественного питания. Скорее всего, этот бизнес пойдет по западному пути. Сначала – насыщение рынка автоматами, а затем – концентрация максимальной его доли в руках нескольких операторов.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться