Гаджеты 02 Июн 2013, 11:37
Банк в трубке

В 2009 году только 3% всех банков в США имели мобильные банковские предложения. Сейчас, четыре года спустя, они есть почти у всех: свои мобильные приложения предлагают 80% американских банков.

По прогнозам аналитиков, к концу 2014 года к такой же цифре приблизится и количество пользователей смартфонов в наиболее развитых странах. Через год таким гаджетом будет пользоваться 80% населения в США, Великобритании, Австралии, Сингапуре, Гонконге, ОАЭ. А к 2016 году минимальная стоимость смартфона может упасть до $20, тогда и по всему остальному миру число их владельцев резко вырастет. К слову сказать, уже сегодня число доступов в интернет с помощью мобильных устройств превысило аналогичный показатель для проводных подключений.

Эксперты-футурологи считают, что к 2020 году банковский счет будет неотъемлем от мобильного телефона. Мобильное устройство позволит получить доступ к счету, отправлять и получать деньги, платить в магазине. Наша жизнь полностью изменится: без телефона мы будем уже не только как без рук, но и как без кошелька.

Одними из первых на вызов времени отреагировали британские финансисты. Финансовые учреждения Великобритании договорились запустить к весне 2014 года первый в мире отраслевой мобильный платежный сервис. Он дает возможность осуществлять безопасные мобильные платежи так же легко, как и отправку смс, причем без необходимости раскрывать банковские реквизиты. Пользователи сервиса смогут отправлять и получать платежи прямо со своего банковского счета после простой регистрации.

В настоящее время в проекте принимают участие восемь банков: Barclays, Cumberland Building Society, Danske Bank, HSBC Bank plc, Lloyds Banking Group plc, Metro Bank PLC, Royal Bank of Scotland plc, Santander UK plc.

«Мобильный платежный проект является фантастическим примером уникальной роли Платежного совета, которую он играет в обеспечении далеко идущих инновационных усовершенствований для клиентов. Этот новый сервис будет предлагать простой, безопасный способ заплатить за ужин, получить деньги от друга или оплатить покупку в магазине без необходимости помнить реквизиты своего счета», — говорит исполнительный директор Платежного совета Великобритании Адриан Камелард.

Опрос более 5 тыс. потребителей по всей Великобритании, проведенный Платежным советом, показал, что данная услуга однозначно будет востребована в стране. Каждый третий владелец смартфона заявил, что он готов стать подписчиком данного мобильного платежного сервиса. А на данный момент смартфонами пользуются около 67% жителей Великобритании. При этом 33% владельцев смартфонов в Великобритании совершают с их помощью покупки в интернете, а 42% используют их для онлайн-банкинга. Примерно такая же картина наблюдается и у владельцев планшетных компьютеров: 43% пользователей используют их для интернет-шоппинга, а 33% — с их помощью взаимодействуют со своим банком.

В течение текущего года Платежный совет Великобритании продолжит работу над мобильным сервисом. Необходимо установить правила и стандарты данного вида услуг, в том числе в сфере безопасности, а также определить различные технические требования для подключения к сервису. Затем будет проходить полное тестирование сервиса и проведение переговоров с другими заинтересованными финансовыми учреждениями, для того чтобы данный вид услуг был доступен максимально возможному числу клиентов.

По всему миру

В целом информация о внедрении мобильных платежных систем сегодня приходит со всех уголков мира, в том числе из развивающихся стран: Индии, Турции, Пакистана. Именно сейчас в мире определяются стандарты мобильных кошельков, привязанных к банковскому счету, которые потом получат распространение по всему миру.

В Турции сотовая компания Turkcell предоставила всем желающим возможность оплаты общественного транспорта с помощью сотового телефона. В этой стране пионером в области мобильных платежей стал оператор мобильной связи. Turkcell совместно с Akbank запустил этот проект в октябре прошлого года.

Кошелек работает на смартфонах, поддерживающих технологию NFC. Turkcell также заключил сделку с Турецкой федерацией футбола (TFF) на продажу билетов на матчи через свои мобильные телефоны по всей стране.

«Мы лидируем в области мобильных коммуникационных технологий, которые не только изменяют мир, но и изменяют способ ведения бизнеса в таких отраслях, как транспорт, финансы, образование и здравоохранение, — считают в компании. — Turkcell-кошелек, который мы ввели в эксплуатацию в октябре 2012 года — самое передовое в мире мобильное решение. В настоящее время оно установлено на 1,2 млн телефонов».

Ассоциация розничных торговцев в США выбрала в качестве стандартизованной мобильной платформы для создания мобильных кошельков и оплаты покупок в магазинах Gemalto. После развертывания проекта этот кошелек можно будет использовать во всех магазинах, входящих в ассоциацию, в частности Walmart, Target, Shell, — примерно 75 000 магазинов по всей стране.

Сотовый оператор Vodafone и банк ICICI запустили мобильный кошелек в Индии. Участники проекта надеются, что таким образом 700 млн индийских граждан, которые ранее не имели доступа к традиционным банковским услугам, наконец, смогут ими воспользоваться.

Компания Visa на основе технологии VisaNet готовит к запуску собственный мобильный сервис финансовых услуг в Пакистане. Он станет первым мобильным банковским сервисом в стране.

Южно-африканская финансовая группа Absa, входящая в состав Barclays, продемонстрировала первый в мире мобильный платежный сервис Pebble. Небольшое устройство чтения пластиковых карт подключается к 3,5 мм аудиовходу любого смартфона или планшетного компьютера, затем после считывания информации с пластиковой карты покупатель вводит PIN-код, программа подтверждает платеж, и транзакция завершается. Таким образом, продавцы могут принимать дебетовые и кредитные карты для совершения платежей в режиме реального времени даже во время движения.

Технологические альянсы

Но не все безоблачно и беззаботно. Развитие прогресса несет в себе и новые риски, в частности ужесточение конкуренции с компаниями из других сфер экономики. К примеру, традиционные финансовые учреждения уже в ближайшем будущем могут столкнуться с угрозой серьезной конкурентной борьбы со стороны IT-компаний, формирующих мощные стратегические альянсы. Появлению такой конкуренции способствует быстрая адаптация мобильных устройств и веб-технологий для совершения оплаты товаров и услуг.

Такие гиганты, как Google, Apple, Amazon, PayPal, Facebook, стремительными темпами расширяют свое влияние не только в традиционных для себя областях, но и на рынке стандартизированных финансовых услуг. Электронные деньги, денежные переводы, прием платежей — это лишь краткий перечень направлений, которые активно развивают крупные интернет-компании. Поэтому одним из направлений развития банков может стать организация их альянсов с существующими инновационными компаниями.

Цифровые мобильные устройства, объединенные с интернетом, являются следующим логическим этапом в эволюции World Wide Web. Такие устройства, как «phablets» (гаджет с функциональностью телефона и планшета в совокупности), в скором времени в корне изменят не только мировые способы продажи товаров, но и способы предоставления финансовых услуг.

Фактически на данный момент только мобильные устройства могут обеспечивать устойчивую связь между реальным магазином, цифровым каналом продаж и рекламой. В нынешнее время правят бал покупатели. И в конкурентной борьбе будет выигрывать тот, кто сможет предложить им наиболее удобный и мобильный сервис.

Алексей Земцов

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться