«Яндекс» научился подслушивать и подсматривать за россиянами

«Яндекс» научился подслушивать и подсматривать за россиянами

«Яндекс» разработал способ определения доходов пользователей своих сервисов. Как компания намерена использовать персональные данные россиян, она не раскрывает.
Интернет-бизнес / Павел Еськов 18 Июл 2019, 14:00
«Яндекс» научился подслушивать и подсматривать за россиянами

Как стало известно журналистам газеты «Известия», патент, зарегистрированный поисковой системой, получил название «Система и способ определения дохода пользователя мобильного устройства». Заявка от корпорации поступила еще в апреле 2017-го, но зарегистрировано Роспатентом изобретение было лишь в этом году.

Как следует из описания, доход планируется определять по профессии пользователя. Это можно сделать, проанализировав данные GPS, окружающие звуки и «подсмотрев», какие сторонние приложения для работы есть на смартфоне. Так, к примеру, строителя выдаст постоянный шум – в патенте приведены в качестве примера работы по сносу, плотницкие и сварочные работы. Кроме того, в документе фигурируют профессии водителя такси, курьера, официанта и художника.

«Описанная технология не всегда может точно определить профессию пользователя. К примеру, данные с сенсоров девайсов санитарки и главврача будут примерно одинаковыми. При этом даже точное определение профессии не дает представления о доходе», – отмечает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

Действительно, если говорить о Москве, то «вилка» зарплаты, скажем, экономиста от 40 тыс. руб. до миллиона. А по данным смартфона трудно получить сведения о квалификации конкретного специалиста.

И еще – даже точное знание ежемесячного дохода ничего не говорит о возможностях: человек может как тратить только на себя, так и содержать жену, детей, родителей.

В патенте указано, что данные о пользователях компания может собирать с помощью таких приложений, как «Яндекс.Такси», Google.Maps, «Яндекс.Карты», «Яндекс.Почта», Uber, «Яндекс.Поиск», «Яндекс.Деньги», Gmail и других. В качестве примеров клиентских устройств приводятся настольные компьютеры, ноутбуки, нетбуки, смартфоны, планшеты, а также сетевое оборудование – маршрутизаторы, коммутаторы и шлюзы.

При этом в «Политике конфиденциальности» корпорации прямо указано, что поисковая сеть может не только самостоятельно использовать информацию, но и делиться ею с рекламодателями и другими партнерами. Более того, данные могут запросить любые национальные или международные регулирующие органы, правоохранители, центральные или местные исполнительные органы власти, а также суды или другие государственные службы.

Используется ли уже запатентованная система на практике и как можно применить полученные с ее помощью данные – в пресс-службе «Яндекса» отказались отвечать журналистам.

В то же время в Роскомнадзоре пояснили, что законодательство о персональных данных не ограничивает возможности использования программных средств.

«Сбор и дальнейшая обработка персонифицированной информации может осуществляться только на основании исследовательских целей или для работы властей, с соблюдением требований конфиденциальности и безопасности, а также с обеспечением локализации баз данных на территории России», – пояснил представитель ведомства.

На сбор материалов через микрофон, маршрутов, информации о приложениях требуется получать согласие пользователя, пояснил замдиректора координационного центра национального домена сети интернет Сергей Копылов.

«Согласие может быть выражено галочкой, которую приложения предлагают поставить перед началом работы как знак принятия правил использования сервиса. Однако свыше 90% людей документы не читают, считая это слишком утомительным занятием», – заметил эксперт. Он предположил, что даже не используя систему, «Яндекс» может на ней заработать, предъявив судебные претензии к другим корпорациям, если те захотят собирать подобные данные.

Вместе с тем защититься от прослушивания и других способов слежки за пользователями можно. И помогут сами гаджеты.

Как указывает глава департамента разработок Bitware Дмитрий Мурзинов, к примеру, техника Apple позволяет запрещать приложениям доступ к геологации, микрофону, камере и так далее или разрешать его лишь при использовании сервисов. Аналогичные механизмы есть и у смартфонов на Android.

В то же время эксперт выразил озабоченность тенденцией распространения аппаратуры собственной разработки «Яндекса»: «Яндекс.Смартфона», «Яндекс.Станции» и «Яндекс.Авто», на работу сенсоров которых не накладываются ограничения третьих сторон. Так например, семь микрофонов колонки «Яндекс.Станция», как и автомобиль «Яндекс.Драйва», слушают пользователей постоянно.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться