Как цифровые технологии меняют бизнес

Как цифровые технологии меняют бизнес

High Tech 17 Окт 2016, 07:06
Как цифровые технологии меняют бизнес

Бухгалтеры останутся без работы

Мы живем в то время, когда информационные технологии меняют традиционно сложившиеся веками представления о бизнесе. Так, например, профессия бухгалтера в скором времени постепенно будет уходить с рынка в связи с появлением новых технологий. Об этом заявила заместитель министра финансов России Татьяна Нестеренко в ходе Московского финансового форума. По мнению замглавы Минфина, потребность в бухгалтерах в ближайшем будущем может исчезнуть, так как их работу смогут выполнять вычислительные машины.

«Хотелось предупредить о том, что профессия бухгалтера — какая она есть — все больше будет уходить с рынка. Ее будут как раз заменять технологии», — заявила Нестеренко.

Замминистра также выступила с инициативой полностью отказаться от бумажных документов и перейти вместо этого на электронный учет. По ее словам, при работе с электронными документами необходимо минимизировать или даже запретить ручной ввод данных с клавиатуры.

Восемь ключевых технологий

По итогам Ежегодного опроса PwC глав крупнейших компаний мира выяснилось, что 77% из них обеспокоены темпами технического прогресса в их отрасли экономики. Все больше членов советов директоров и руководства компаний начинают профессионально изучать сферу технологий и задумываться над тем, что необходимо для достижения успеха в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.

Окончание на стр. 13 èЭксперты глобального технологического центра PwC оценили 150 технологий, существующих в настоящее время в мире, и разработали методику, позволяющую отобрать те из них, которые в ближайшие годы окажут наибольшее влияние на состояние отраслей и рынков. При этом было учтено множество факторов, позволяющих определить влияние, которое технологии будут оказывать на бизнес и коммерческую жизнеспособность в следующие пять-семь лет.

В частности, этими критериями являются: актуальность технологии для компании, отрасли или ряда отраслей экономики (от банковской сферы и страхования до гостиничных услуг и промышленного производства), сфера ее применения, техническая жизнеспособность и потенциал к тому, чтобы стать господствующей тенденцией, размер рынка и способность к росту, темп государственных и частных инвестиций в развитие таких технологий.

«В исследовании описаны восемь технологий, которые в самом ближайшем будущем окажут наибольшее влияние на бизнес компаний как в мире, так и в России, — мы назвали их „восемь ключевых технологий“: блокчейн, дроны, интернет вещей, роботы, 3D-печать, виртуальная реальность, дополненная реальность, искусственный интеллект», — отмечает Тим Клау, партнер, руководитель направления по развитию технологий PwC в России.

В исследовании определены те аспекты бизнес-модели, которые эти технологии могут перевернуть, что, с одной стороны, окажется очень выгодным для компаний, а с другой — вызовет перечисленные в исследовании проблемы. Аналитики сформулировали также три принципа, способные помочь российским бизнес-лидерам правильно оценивать важность и полезность тех или иных непрестанно появляющихся новых технологий для их компаний.

«Мы рекомендуем разработать стратегию внедрения инноваций и провести исследование и количественную оценку (а также соответствующее планирование) новых технологий, и данная деятельность должна стать ключевой составляющей корпоративной стратегии вашей компании», — поясняет Тим Клау.

Интернет вещей

В сентябре ПАО «МТС», ведущий телекоммуникационный оператор в России, представил аналитический отчет о рынке интернета вещей (IoT) в России по итогам первого полугодия 2016 г.

В перспективе, по прогнозу экспертов МТС, основные запросы клиентов будут связаны с комплексными отраслевыми решениями, включающими оборудование, платформы для управления устройствами, хранилища данных, софт и мобильные приложения для их анализа, в то время как выручка от услуг передачи данных для IoT-устройств будет сокращаться и к 2020 г. займет десятые доли процента от общей выручки.

К 2020 г. доля выручки M2M/IoT-рынка в России от продажи устройств, разработки и продажи приложений, а также программного обеспечения для анализа больших объемов данных вырастет до 65% с нынешних 55%. Телекоммуникационным компаниям понадобится не только обеспечивать клиентов и конечных потребителей связью, но и предоставлять комплексные цифровые решения, в том числе облачные — центры хранения и обработки данных.

Больше половины доходов в сегменте IoT в отчетный период принесли продажи устройств и приложений — 165 млрд руб., или 55% (годом ранее эта доля составляла 52%). Доля услуг доступа к сети, которые предоставляют операторы связи, в общем объеме рынка составила лишь 1%, или 3,2 млрд руб., годом ранее — 2,5 млрд руб.

Как пишут эксперты МТС, рынок интернета вещей в России в первом полугодии 2016 г. рос из-за появления большого количества IoT-устройств, используемых в повседневной жизни обычных людей. Из датчика в водопроводе или бензобаке M2M стал интернетом в автомобиле, который нужен для загрузки карт, данных о пробках, музыки, камерой наблюдения за домом, POS-терминалом в магазине за углом. SIM-карты, установленные в таких устройствах, прямо влияют на улучшение качества жизни и работают в основном в сетях «третьего поколения», которые имеют большую зону покрытия и хорошую скорость. В первой половине 2016 г. M2M-устройств в 3G-сетях стало на 80% больше, чем годом ранее, а темп их прироста удвоился.

Однако, отмечается в материалах МТС, увеличение абсолютного количества М2 М-устройств не ведет за собой увеличение соответствующей доли в рынке М2 М/IoT. Растет выручка российского рынка M2M/IoT от продажи устройств, приложений и софта для анализа больших объемов данных. Таким образом, российский рынок М2 М/IoT вошел в новую фазу: бизнес видит в M2M-решениях практическую, полезную связку IT-сервисов и операторских продуктов: оборудования, каналов связи, софта и интерфейса для хранения и анализа больших объемов данных.

Клиентам нужно не просто подключение датчиков, приборов учета на предприятии, на транспорте, но и систем видеонаблюдения, сбор данных с них и возможность совершать элементарные операции по управлению устройствами. Бизнесу нужны инструменты управления всей инфраструктурой онлайн в привычном интерфейсе на смартфонах и планшетах, а также машинная аналитика больших объемов данных (Big Data). Потребление трафика в этих перспективных нишах исчисляется гигабайтами — это индустриальный M2M, где для передачи данных используют возможности сетей 3G и LTE.

В целом трафик телематических устройств в LTE-сетях МТС по итогам первого полугодия 2016 г. вырос в 1,6 раза за год; в сетях 3G — всего на 7%, а трафик в сетях второго поколения снизился на 5%.

Популярность телематических устройств в LTE-сетях вызвана тем, что гибкие решения на основе скоростных сотовых сетей замещают проекты на базе проводного интернета. На базе LTE-сетей МТС работают индустриальные роутеры, которые позволяют соединить с корпоративными сетями мобильные офисы, новые склады и устройства сотрудников, выступая альтернативой проводному интернету. К сетям четвертого поколения подключены ресурсоемкие камеры видеонаблюдения, которые передают изображение в HD-формате и могут потреблять до 1ТБ трафика в месяц.

Москва остается лидером во внедрении инноваций — 60% всего M2M-трафика столицы приходится на LTE-сети. В Сибири и на Северо-Западе LTE-устройства генерируют треть M2M-трафика. Среди городов России самым «качающим» оказался Грозный: столица Чеченской Республики показала взрывной рост трафика — потребление LTE в отчетный период увеличилось в 3,7 тыс. раз в основном за счет сервисов видеонаблюдения и охраны, говорится в пресс-релизе МТС.

Потребители интернет вещей

Самыми активными потребителями М2 М-решений в России в первом полугодии 2016 г. оказались малые и средние компании. Производители напитков и продуктов питания, предприятия сельского хозяйства, сферы услуг, а также оптовой и розничной торговли и другие — число таких бизнес-клиентов МТС, подключивших до 500 SIM-карт в отчетный период, выросло в два раза. Собственники малого и среднего бизнеса оптимизируют бизнес-процессы с помощью телеком-решений, а также используют SIM-карты в рамках выполнения новых норм законодательства (в частности, практически все розничные предприятия, торгующие алкогольной продукцией, с 1 января 2016 г. обязаны подключиться к системе ЕГАИС).

Транспорт по итогам первого полугодия 2016 г. остается самой массовой отраслью применения M2M-устройств — 43% всех телематических SIM-карт установлены на транспорте. Отрасль показала и самый большой рост числа М2 М-терминалов: на 26% за год за счет крупных государственных проектов, а также потребительского сегмента — противоугонных сервисов, «умного страхования», подключенных к интернету головных устройств премиальных машин.

В первом полугодии 2016 года с 2% до 3% выросла доля M2M-решений в сферах медицины и потребительской электроники. Рост обеспечили носимые гаджеты, проекты в области телемедицины, развитие систем умного дома (приборы учета ресурсов, управление освещением и поливом) и бытовой электроники — запуск совместных продаж «умной техники» с Redmond пришелся на 2015 г. Количество SIM-карт, которые используют для «умного страхования» транспорта при вычислении страховых взносов и выплат, в отчетный период удвоилось.

«МТС, являясь лидером по числу корпоративных клиентов в России и лучше других понимая потребности компаний, рассматривает цифровые решения на основе технологии межмашинного обмена информацией и средства аналитики на основе больших данных как одну из точек роста развития бизнеса в ближайшем будущем. Интеллектуальные, подключенные к высокоскоростным сетям М2 М-устройства будут являться ключевым звеном единой экосистемы современного цифрового предприятия. Такая экосистема связывает в единое целое, в том числе и на основе использования социальных сетей, машины и мобильные смарт-гаджеты, партнеров, заказчиков и рыночную среду. Для этого, в частности, МТС первой из операторов России выбрала в качестве стратегического направления акселерацию бизнеса на основе цифровых решений и приобрела „Энвижн груп“ — одного из крупнейших игроков рынка промышленной интеграции», — отмечает Елена Нечай, директор компании по маркетингу и продуктам бизнес-рынка.

В целом российский рынок интернета вещей, по оценке МТС, будет расти до 40% ежегодно под влиянием двух драйверов: государственных программ и запросов бизнеса. Государственные проекты и региональные инициативы в области «умного города» и «умного дома» уже реализуются в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Ульяновске, Екатеринбурге, Уфе и других городах. Органы власти используют IoT-решения для управления транспортом, безопасным городом, работой коммунальных служб и других проектов. Наибольший скачок развития M2M/IoT будет связан с основными госпроектами в области экстренного реагирования при авариях транспортных систем, реализации законопроектов в области ЖКХ и смарт-счетчиков, разработки национальной платформы и национальных стандартов для электроники и программного обеспечения в области IoT.

Алексей Численко

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться