Готов ли отечественный бизнес к цифровизации

Готов ли отечественный бизнес к цифровизации

Прошло чуть более года с начала реализации в России национального проекта «Цифровая экономика». Основной его целью является создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных.
High Tech 01 Дек 2019, 18:00
Готов ли отечественный бизнес к цифровизации

Всего к 2024 году по всем направлениям проекта планируется освоить около 1,8 трлн руб. Однако у многих возникают резонные опасения: а не ведет ли цифровизация экономики и бизнеса к росту безработицы, не сделают ли новые компьютеры и программы ненужным труд сотен тысяч, если не миллионов человек? Этот вопрос стал одним из главных в ходе Международной конференции «Цифровая экономика: труд и человек», прошедшей в рамках VI Международного форума Финансового университета «Рост или рецессия: к чему готовиться?»

Цифровой ПФР

Принято считать, что одним из лидеров внедрения передовых разработок в бизнес в нашей стране является Сбербанк. Еще несколько лет назад глава банка Герман Греф заявил о практически полной автоматизации системы бэк-офиса и бухгалтерии в банке, даже предложив взять на обслуживание соответствующие подразделения всех министерств и ведомств. Однако пока на этот призыв государственные органы не откликнулись.

И все же у многих крупных организаций дела с автоматизацией процессов идут не столь уж хорошо. Основная причина такой ситуации кроется в том, что рынок пока не готов к цифровизации ни со стороны работодателей, ни со стороны работников. По крайней мере такой точки зрения придерживается начальник департамента кадровой политики Пенсионного фонда России Юлия Корякина. «В Пенсионном фонде есть сегодня 100-процентная автоматизация, значительная роботизация. И мы только шагаем к цифровизации», – сказала она.

«Лишь единицы отдают себе отчет в том, насколько меняется роль человека в условиях цифровизации, – считает Юлия Корякина. – Он перестает быть носителем трудовой функции или трудового действия, он должен стать постановщиком задачи, расчетчиком вариаций и анализатором рисков». Именно таких людей сейчас на рынке практически нет.

В настоящее время порядка 73% услуг ПФР оказывает в электронном виде, без прихода граждан в офисы. Это в том числе позволило сократить штат ПФР со 146 тыс. человек 7 лет назад до почти 122 тыс. сейчас.

Однако в ближайшие годы не стоит ждать сокращения персонала ПФР до уровня, например, Японии, где работает только два кол-центра, причем один выполняет больше функции резервного и создан на случай разрушения землетрясением основного, а все услуги пенсионеры получают в электронном виде или по почте. Связано это во многом с менталитетом населения: многие пенсионеры приходят в отделения пенсионного фонда и медицинские учреждения не за получением услуг, а за человеческим общением.

В этом году ПФР приступил к разработке системы, построенной на искусственном интеллекте и нейронных сетях, которая будет выполнять функцию «опережающего уведомления», вести работу с населением от 45 лет и даже давать рекомендации по увеличению будущей пенсии. Скорее всего, ими станут предложения вступить в готовящуюся сейчас систему Гарантированного пенсионного капитала, предусматривающую регулярные добровольные отчисления части доходов в негосударственные пенсионные фонды.

Есть правда сомнения, что система ГПП будет принята в нынешнем виде. Как писали на прошлой неделе «Известия», разработанный Минфином проект получает многочисленные замечания. В том числе социальный блок правительства вообще не поддерживает концепцию в нынешнем виде. К тому же, судя по итогам работы НПФ в последние годы, большинство из них в лучшем случае может защитить вложения от инфляции и лишь единицы – приумножить. Будет ли «искусственный интеллект» ПФР предлагать какие-либо потенциально более доходные механизмы накопления на пенсию (например, покупку паев паевых инвестиционных фондов акций или смешанных инвестиций с большой долей акций), остается непонятным.

Когда придет Терминатор?

Всякий раз, когда дискуссия ведется вокруг искусственного интеллекта, нейронных сетей и тому подобное, нельзя не остановиться на вопросе: будет ли человечеством когда-нибудь создан самообучающийся суперкомпьютер наподобие «Скайнета» из фильма «Терминатор»? И не выйдет ли он со временем из-под контроля человека.

В ближайшие годы такой угрозы человечеству нет, считают участники конференции. Как отметил генеральный директор SAP CIS Андрей Филатов, компьютеры, установленные в ряде кол-центров, уже могут распознавать эмоции человека. Суперкомпьютеры имеют производительность выше человеческого мозга, но они могут сейчас лишь моделировать работу мозга.

Ни одна вычислительная машина пока не может генерировать человеческие эмоции, и все они работают по заложенным программам и алгоритмам. До сих пор ни лучшие программисты, ни суперкомпьютеры не могут решить поставленную еще полвека назад задачу – создать по-настоящему хорошего переводчика с одного языка на другой. Современные программы могут правильно распознать лишь простые фразы на бытовом уровне.

По оценкам Андрея Филатова, понадобится не менее 20 лет, чтобы компьютеры могли эмулировать отдельные элементы деятельности мозга человека. Более же актуальной задачей вычислительной техники является разработка технологий обработки огромных объемов информации.

Но прогресс в данном направлении идет семимильными шагами, и довольно сложно точно предсказать, когда появятся первые самообучающиеся компьютеры. Герои фильма «Терминатор 2», уничтожившие нейропроцессоры в лаборатории «Кибердайн Системс» и «голове» Арнольда Шварценеггера, тоже думали, что этим похоронили возможность создания будущей «Скайнет».

Соцсети под колпаком

Системы искусственного интеллекта активно внедряются в социологии и показывают там отличные результаты. Как отметил генеральный директор Фонда содействия изучению общественного мнения «ВЦИОМ» Константин Абрамов, еще в 2013 году ВЦИОМ сумел спрогнозировать победу Николаса Мадуро на выборах президента Венесуэлы, причем погрешность прогноза отданных за него голосов составила 0,2%. Тогда за Мадуро проголосовали 50,76% избирателей, а второе место занял Энрике Каприлеса с показателем 49,07%.

По словам Константина Абрамова, такая точность прогноза была следствием почти 100-процентной интернетизации населения и его огромной вовлеченности в социальные сети, на основе информации которых и строилась модель. «Социология опросная в чистом виде уже практически не существует, идет работа с big data, эмоциями, с цифровым следом. Прогноз, который мы делаем, основан на той огромной информации, которую мы имеем о человеке, в том числе и наблюдая за ним через цифровые технологии», – отметил он.

Анализ социальных сетей и поведения людей в них используется и в России. В качестве примера Андрей Филатов привел недавно завершенный контракт по привлечению болельщиков футбольного клуба «Зенит» на стадион. Была проведена работа по выявлению таковых в социальных сетях, и в последующем им началась рассылка адресных сообщений с призывом поддержать любимый клуб.

Как отметила директор «Зенита» по работе с розничными клиентами Анастасия Чернышова в интервью порталу sport-connect.ru: «Главное достижение – в сезоне-2018/19 мы привлекли на стадион более миллиона болельщиков, эффективность рекламных кампаний выросла на 27%». Сейчас аналогичный проект начал реализовываться с Континентальной хоккейной лигой.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться