Половина машин в России сейчас покупается в кредит

Половина машин в России сейчас покупается в кредит

На прошлой неделе правительство приняло постановление о продлении программы льготного автокредитования до 2020 года. Объем финансирования в ее рамках составит 15 млрд руб. Это решение, а также общий рост автокредитования, будут стимулировать спрос на новые, прежде всего бюджетные, машины.
Рынок / Борис Соловьев 05 Авг 2018, 12:00
Половина машин в России сейчас покупается в кредит

Программа льготного автокредитования начала действовать с 2015 года – момента наибольшего спада спроса на автомобили. Сейчас суть поддержки заключается в предоставлении скидки на машину в размере 10%, если она покупается в кредит. В рамках данной программы можно купить только российский автомобиль стоимостью до 1,5 млн руб. и только тем, кто покупает машину впервые или имеет на иждивении не менее двух несовершеннолетних детей.

Фактически воспользоваться скидкой могут и те, кто не нуждается в заемных средствах на покупку транспортного средства – никто не мешает оформить кредит, получить скидку, а через пару дней досрочно погасить кредит, избегая уплаты процентов. Представители ряда банков говорят, что этой схемой уже активно пользуются догадливые граждане, лишая банков доходов и вводя их в затраты на оформление таких сделок.

Во многом эта правительственная программа, а также снижение процентных ставок вслед за ключевой ставкой Банка России, способствовала росту кредитования населения на покупку автомобилей. По данным Национального бюро кредитных историй, в I квартале число выданных автокредитов выросло на 28% до 164,3 тыс. В денежном выражении рост был еще существеннее: на покупку машин банки выдали 115 млрд руб., что на 31% больше, чем годом ранее.

При этом в течение года темпы роста автокредитования нарастали. За 5 месяцев объем выданных автозаймов достиг 218,7 млрд руб., увеличившись на 34,4% по сравнению с соответствующим показателем 2017 года. Такую динамику можно объяснить как ростом стоимости попадающих под госфинансирование автомобилей до 1,5 млн руб., так и общим удорожанием машин в связи с повышением утилизационного сбора и выводом на рынок обновленных моделей.

Точных данных еще нет, но оценки показывают, что примерно половина машин в первом полугодии была куплена в кредит. Для сравнения, заемными средствами в начале 2015 года пользовались только 22% покупателей новых машин, а к 2017 году эта доля возросла до 46%.

С одной стороны, рост заимствований говорит о повышении уверенности населения в завтрашнем дне, но с другой – о том, что покупать автомобили на свои деньги может лишь половина граждан. Почти на 10% выросла и средняя сумма кредита, составившая на конец мая 702 тыс. руб., то есть больше половины стоимости наиболее покупаемых автомобилей.

Однако высокая закредитованность владельцев новых авто не несет системных рисков для банковской системы. В случае очередного кризиса и массовых проблем у заемщиков с погашением долгов банк обратит взыскание на автомобиль, ведь в отличие от тех же потребительских кредитов автокредит в подавляющем большинстве случаев подразумевает залог приобретаемого транспортного средства.

Как правило, такие машины банк продает с дисконтом, поэтому покупатели на них находятся быстро. В худшем случае, если внутренний спрос рухнет, залоговые машины достанутся иностранцем, как это было в 2015 году, когда европейцы приезжали в Россию для покупок как новых, так и б/у машин, оказавшихся на какое-то время заметно дешевле, чем в других странах.

Если же ситуация в экономике и с национальной валютой будет стабильна, рост автокредитования продолжится, хотя темпы его могут и снизиться. По оценкам экспертов, в текущем году объем кредитов на покупку авто может вырасти на 15%.

К концу года можно ожидать, что с выгодными кредитными программами на рынок выйдут продавцы дорогих машин. При необходимости побыстрее избавиться от запасов, например, перед выходом новой модели, дилеры часто предоставляют не только хорошие скидки, но и совместно с банками предлагают кредитные программы под 5–8% годовых. Суть схемы заключается в том, что банк предоставляет покупателю кредит по «нормальной» ставке, но дилер дает такую скидку на кредитный автомобиль, чтобы реальная переплата за машину как раз и составляла эти 5–8%.

Доля кредитных автомобилей в объеме рынка, данные «Автостат»

 

 

I кв. 2014 года

34,9%

I кв. 2015 года

21,9%

I кв. 2016 года

38,1%

I кв. 2017 года

45,7%

I кв. 2018 года

50,3%

 

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться