Продажи автомобилей уверенно растут после кризисного падения

Продажи автомобилей уверенно растут после кризисного падения

Продолжающийся, хотя и невысокими темпами, рост российской экономики ведет и к росту потребления.
Рынок / Борис Соловьев 05 Авг 2018, 23:00
Продажи автомобилей уверенно растут после кризисного падения

Так, по данным Росстата, оборот розничной торговля за первые 6 месяцев 2018 года вырос на 2,6%, а в июне в годовом исчислении его прирост составил 3%. Правда, как считают эксперты Банка России, в последнюю цифру вклад в размере 0,2 п. п. внес Чемпионат мира по футболу, привлекший щедрых гостей со всего мира. Более впечатляюще выглядят темпы роста объема продаж легковых и коммерческих автомобилей, составившие, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в первом полугодии 18,2%.

Корейцы гонятся за «Ладой»

За первое полугодие текущего года в России было продано 849 тыс. легковых автомобилей против 718,5 тыс. годом ранее и 672,1 тыс. за первые 6 месяцев 2016 года. Так что рынок автомобилей находится на подъеме, несмотря на рост курса доллара, низкие доходы населения, а также повышение утилизационного сбора и стоимости самих автомобилей.

Правда, темпы роста продаж по сравнению с первыми месяцами года падают: в январе 2018 года машин было продано на 31,3%, а в феврале на 24,7% больше, чем годом ранее. Впрочем, ажиотажный спрос в начале года был вызван не только традиционными распродажами и скидками дилеров на прошлогодние модели, но и как раз ожиданиями повышения утилизационного сбора и опасениями роста курса доллара.

Как и по итогам прошлого года, россияне предпочитают покупать продукцию отечественного автопрома: на первом месте продолжает находиться марка Lada – продажи этих машин выросли за полугодие на 21% почти до 170 тыс. штук. KIA увеличила продажи на 31% до 111,2 тыс., а «бронзу» держит Hyundai с приростом на 23% до 87 тыс. машин.

Немаловажную роль в объеме реализации моделей двух корейских марок играет использование их в качестве такси. Сейчас желтые с шашечками KIA и Hyundai практически полностью вытеснили популярный ранее у городских извозчиков Ford Focus. Как известно, именно таксисты лучше всего считают рентабельность того или иного автомобиля, и преимущественное использование какой-либо модели для перевозки пассажиров говорит об оптимальных параметрах этой машины по соотношению качество/стоимость эксплуатации.

Премиум стагнирует

Настораживает ситуация с продажей марок премиум-класса. Если в докризисные 2012–2013 годы доля премиум-брендов в общем объеме продаж составляла 7%, то в 2015 году она возросла до 9%, а в 2016 году – до 10%. Такую динамику можно объяснить снижением рублевых цен практически на все марки машин, и тем, кто хранил сбережения в твердой валюте, стали доступны более дорогие машины. Правда, в абсолютном исчислении продажи все равно снизились на десятки процентов. В прошлом году доля продаж элитных машин уменьшилась до 9%.

Все говорит о том, что в этом году спад на рынке дорогих авто продолжится. Лучше всего дела идут у BMW – за прошедшие полгода было куплено почти 17 тыс. машин этой марки, что на 17% больше, чем годом ранее. Чуть хуже показатели у Mercedes-Benz, продажи которого повысились на 4% до 18,5 тыс. машин. Еще печальнее бизнес в России идет у Audi: лишь 7,4 тыс. человек стали обладателями авто с пятью кольцами на капоте – это на 12% меньше соответствующего показателя прошлого года. Но не исключено, что за счет рестайлинга и выведения на рынок новых моделей компания из Ингольштадта сможет наверстать потери начала года уже в ближайшее время.

На среднем уровне показывает результаты премиум-бренд Lexus, принадлежащий Toyota Motor Corporation: продажи выросли на 9% до 11,5 тыс. машин. Меньше стали покупать автомобилей британских марок: продажи Land Rover упали на 3% до 4,4 тыс., а Jaguar – на 7% до 1,1 тыс. машин.

Складывается впечатление, что владельцы бизнеса и топ-менеджеры крупных компаний не очень уверены в завтрашнем дне и сомневаются в необходимости смены автомобиля. Падение же продаж двух популярных британских марок и вовсе говорит о том, что время, когда «понты дороже денег», уходит в прошлое, и даже высокообеспеченная часть населения выбирает чуть менее престижные, но более надежные и дешевые в эксплуатации автомобили.

Нефть определит продажи авто

Эксперты рынка дают разные прогнозы по динамике продаж новых автомобилей в текущем году. Однако практически все сходятся во мнении, что итоговый результат будет зависеть от среднегодовой цены на нефть. «В 2018 году продажи новых легковых автомобилей в России могут вырасти на 11% и достигнуть 1,64 млн шт. Одним из основных факторов при прогнозировании объема продаж легковых автомобилей в России в 2018 году стал прогноз цены на нефть», – отмечают эксперты PwC.

По прогнозам аналитического агентства «Автостат», при среднегодовой цене на нефть в $55 за баррель, продажи новых авто в России останутся на уровне прошлого года, при нефти на уровне $65, рост составит 10%, а при самом оптимистичном сценарии, когда за бочку «черного золота» будут давать $75, объем реализации автомобилей вырастет на 20% и достигнет 1,75 млн шт., что соответствует уровню 2010 года.

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров прогнозирует рост продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам 2018 года в размере 10% до 1,755 млн машин. По его словам, в нынешнем году отечественный автопром увеличит выпуск продукции на 15% по сравнению с годом прошлым.

На первый взгляд привязка автомобильного бизнеса к котировкам нефти может показаться странной, тем более что члены правительства говорят о продолжающемся снижении зависимости экономики от нефти. «Если пару лет назад доля нефтегазовых доходов в бюджете была превалирующей – около 60%, то в следующем году эта цифра составляет уже 37%, а к 2020 году мы ожидаем снижение этого показателя до трети, 33% всех доходов», – высказывался, например, министр финансов РФ Антон Силуанов.

Если в доходах бюджета учитывать только прямые платежи предприятий нефтегазового комплекса, то действительно, эта доля может снижаться. Но вокруг крупных нефтяных компаний кормится сотни тысяч их подрядчиков, доходы которых напрямую зависят от финансового состояния гиганта, а в конечном итоге – от цен на нефть. Поэтому высокие цены на углеводороды являются неотъемлемым условием финансового благополучия миллионов граждан, дающим им в том числе и возможность покупать новые машины.

Пока впечатляющие результаты I квартала и полугодия никого не сподвигли на повышение прогнозов годовых продаж. Это значит, что во втором полугодии можно ожидать падения темпов роста продаж. Однако большинство экспертов уверены в процветании отрасли и ее росте темпами намного выше российской экономики в целом в ближайшие годы. «В случае сохранения положительной динамики в отрасли, начавшейся в 2017 году, и реализации инвестиционных планов игроков следует ожидать среднегодовой темп роста продаж на уровне около 8% в период 2018–2022 годов в отсутствие внешних шоков», – отмечают эксперты PwC.

Практически все эксперты в качестве драйверов роста рынка приводят и другие аргументы. Прежде всего, это наличие мощной государственной поддержки автопрома, в том числе и субсидирование процентных ставок по кредитам на покупку дешевых отечественных машин. Кроме того, на рынке явно присутствует фактор отложенного спроса: пришла пора менять машины тем, кто купил их накануне кризиса в 2011–2013 годах. Сейчас макроэкономическая ситуация если не сильно улучшилась по сравнению с прошлым и позапрошлым годами, то хотя бы появились ожидания прогресса в будущем. Естественно, это способствует извлечению из кубышек резервов и направлению их на дорогостоящие покупки, в том числе автомобилей.

Продажи автомобилей растут опережающими темпами по сравнению с приростом ВВП или оборота розничной торговли. Для такого роста есть несколько объективных и субъективных причин, но увеличение дорогостоящих покупок является одним из свидетельств повышения уверенности россиян в завтрашнем дне. Впрочем, для многих автомобиль является необходимостью, и на его покупку тратятся не только последние «заначки», но и кредитные средства.

Объем продаж новых автомобилей, тыс. шт. (по данным Ассоциации европейского бизнеса)

 

I кв.

II кв

III кв

IV кв.

2016

319,1

672,1

1023

1426

2017

322,5

718,5

1129

1596

2018

393

849

 

 


Динамика продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за январь–июнь 2018/2017 годов (по данным Ассоциации европейского бизнеса)

Марка

ЯНВАРЬ–ИЮНЬ

2018

2017

%

LADA

169 884

140 231

21%

KIA

111 214

85 189

31%

Hyundai

87 035

70 588

23%

Renault

70 844

60 834

16%

Toyota

47 094

43 895

7%

VW

48 158

39 627

22%

Nissan

37 037

35 208

5%

Skoda

36 339

28 701

27%

ГАЗ ком.авт.

27 095

25 053

8%

Ford

25 665

21 907

17%


Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться