Продажи автомобилей в России замедлятся

Продажи автомобилей в России замедлятся

В прошлом году рост продаж новых автомобилей на российском рынке составил 12%. Это очень немало с учетом того, что реальные доходы населения падали пятый год подряд, а цены росли как за счет ослабления рубля, так и за счет повышения утилизационного сбора. И в этом году многие автоэксперты ждут роста продаж уже лишь на несколько процентов и роста цен.
Рынок / Борис Соловьев 16 Фев 2019, 14:00
Продажи автомобилей в России замедлятся

Выезд из ямы

По данным Ассоциации европейского бизнеса, в прошлом году автомобильный рынок России вырос на 12,8% по сравнению с 2017 годом – новых легковых и легких коммерческих автомобилей продано 1 800 591. При этом положительную динамику продаж показали две трети марок. По данным «Автостата», крупнейшим автомобильным рынком в стране остается Москва, где было продано за прошлый год 238,8 тыс. легковых машин, что на 12,1% больше, чем годом ранее. Рост продаж в Подмосковье составил 15,3% – до 136,3 тыс. новых машин. На третьем месте по объему продаж находится Санкт-Петербург, где было реализовано 112 тыс. автомобилей, а рост составил 11,2%.

Продажи новых машин росли уже второй год, при том что реальные доходы населения падали пятый год подряд. Но это был коррекционный рост: в 2013–2016 годах рынок быстро снижался и даже после двух лет подъема все еще очень далек от уровня 2012 года (2,9 млн проданных автомобилей). При окончании затяжных рецессий такое случается нередко, даже если экономика так и не переходит к бурному росту. На увеличение продаж влияет отложенный спрос – многим автолюбителям приходит время менять машины, но они оттягивают этот момент до последнего, пока, наконец, при первых признаках улучшения в экономике все же не решаются на покупку.

Но были и другие причины. По словам представителей некоторых автодилеров, в прошлом и позапрошлом годах они видели рост покупок машин со стороны федеральных и муниципальных ведомств, в том числе и персональных авто для чиновников. И наконец, последние два года шло быстрое становление рынка такси, где уже несколько лет «убитые» машины практически не используются.

Бюджетники лидируют

Тройка лидеров продаж по-прежнему представлена бюджетными марками, что для страны, относящейся к развивающимся, вполне нормально. Как и в прошлом году, лидерство держит LADA с объемом продаж 360,2 тыс. шт. и ростом по сравнению с прошлым годом на 16%. На второе место с четвертого вышла KIA, увеличившая продажи на четверть – до 227,6 тыс. машин. Hyundai нарастила продажи лишь на 13%, до 178,3 тыс., что вывело ее только на третье место.

Можно предположить, что на рост продаж KIA и Hyundai немаловажное значение оказал их «призыв» на службу в такси. Но это еще раз говорит о снижении разницы в качестве между корейскими автомобилями и машинами более старых марок, ведь в качестве такси во всех странах мира выбираются машины с наилучшим отношением «цена-качество» в данном регионе. За последние годы корейцы значительно увеличили качество выпускаемых автомобилей. И в тоже время наблюдается падение надежности машин крупнейших мировых брендов.

К «таксопарковому классу» можно отнести и Skoda, которая, хоть и дороже корейских одноклассников, но считается более престижной и как минимум не уступающей по качеству.

Среди марок с крупнейшими продажами на российском авторынке наибольший прирост – в 87%, до 45,4 тыс. – показала компании Mitsubishi. Это объясняется преимущественно двумя факторами. Прежде всего компания локализовала свое российское производство, что привело хоть и к небольшому, но снижению цен. Кроме того, маркетологи Mitsubishi удачно выбрали модельный ряд для реализации в России – марка сконцентрировалась на внедорожниках и кроссоверах.

Если посмотреть на премиум-сегмент, то в нем, как и прежде, лидирует Mercedes-Benz с объемом продаж 37,8 тыс. автомобилей. Ему буквально на пятки наступает BMW, отставая всего лишь на 2 тыс. машин. Но в то же время рост продаж у BMW в прошлом году составил 19% против 3% у Mercedes. Не исключено, что уже в первом полугодии он опередит своего извечного конкурента, тем более что уже с начала года баварский концерн начинает продажи флагманской модели BMW Х7.

Половина в кредит

Но одним из главных драйверов продаж стало падение ставок по автокредитам. Проводившаяся в первом полугодии прошлого года политика Банка России по снижению ключевой ставки привела к тому, что банки в условиях гигантского, порядка 3 трлн руб., профицита ликвидности банковской системы, снижали свои кредитные ставки опережающими темпами. Кроме того, продолжалась реализация ряда госпрограмм по субсидированию процентных ставок по кредитам, выданным на покупку ряда собираемых в стране автомобилей. Параллельно многие ведущие автопроизводители дотировали покупку машин в кредит.

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в прошлом году в кредит было куплено 801,3 тыс. новых машин, или примерно половина. Рост числа автокредитов составил 10,7%, что сопоставимо с динамикой продаж автомобилей.

Иная ситуация наблюдается с кредитованием на покупку подержанных машин – с использованием заемных средств б/у авто покупает чуть менее четверти населения. Однако в прошлом году наблюдался резкий рост и этого показателя: выдача кредитов на подержанные машины выросла на 45% в количественном и на 48% в рублевом отношении.

Вдвое меньшая доля кредитования старых авто связана, с одной стороны, с более высокими кредитными ставками из-за отсутствия госсубсидий и дотаций автопроизводителей, а с другой – с более высокими рисками для банков. Многие банки вообще отказываются финансировать приобретение машин старше 7–10 лет, а сделок с такими авто на вторичном рынке проходит немало.

Однако со второго полугодия прошлого года ставки по автокредитам начали расти вместе с подъемом ключевой ставки Банка России. Все говорит в пользу того, что в этом году условия кредитования будут не такими радужными, как в середине прошлого года: в борьбе за низкую инфляцию регулятор едва ли пойдет на снижение ставки.

При этом многие факторы, двигавшие продажи вверх в прошлом и позапрошлом годах, уже иссякли, и в этом году эксперты ждут роста продаж лишь на 1–4%. Январь уже оправдывает пессимистичные прогнозы. По данным АЕБ, в России в первом месяце года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей выросли всего на 0,6%.

Тем не менее практически все автодилеры говорят о неизбежном подорожании машин, вызванных преимущественно двумя факторами: ростом НДС и падением курса рубля. Так, начало года уже привело к увеличению цен в прайс-листах примерно на 5%. Консенсус-прогноз говорит, что всего по итогам года цены вырастут на 12%. Возможно, это несколько пессимистичные ожидания, поскольку ценовую политику на год продавцы машин выстраивали, исходя из продолжения роста курса доллара. Однако в январе рубль укрепился на 6%, и многие эксперты сходятся в том, что это может быть еще далеко не предел.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться