Рынок подержанных автомобилей переходит во власть покупателя

Рынок подержанных автомобилей переходит во власть покупателя

Как и для официальных автодилеров, прошлый год был успешным для торговцев подержанными машинами. Объем вторичного рынка легковых автомобилей в России в 2018 г превысил 5,4 млн шт., что на 2,4% выше показателя предыдущего года. Меньший темп роста продаж подержанных машин по сравнению с новыми связан с большим объемом вторичного рынка и отсутствием на нем таких игроков, как таксопарки, органы государственной власти и корпоративные покупатели.
Рынок / Борис Соловьев 17 Фев 2019, 22:00
Рынок подержанных автомобилей переходит во власть покупателя

Москва в б/у не верит

По информации аналитического агентства «Автостат», лидерами среди субъектов РФ по продажам подержанных машин в прошлом году стал Московский регион с долей 11,2%. Так, объем продаж в Московской области вырос на 1,8% и достиг 320,9 тыс. автомобилей. А вот показатели самой Москвы скромнее – москвичи купили 286,8 тыс. подержанных машин, что на 3,4% меньше по сравнению с 2017 годом.

Наибольшим спросом на вторичном рынке авто в Москве пользовался Ford Focus, которых было продано 9,3 тыс. штук. За ним следует Hyundai Solaris с показателем 8,6 тыс. единиц, а замыкает тройку самых популярных столичных марок вторичных машин Skoda Octavia – 6,3 тыс. автомобилей сменили в прошлом году своих хозяев.

Падение продаж в Москве вполне логично. Прежде всего, столица является безусловным лидером страны по уровню жизни, и ее жители стараются приобретать все-таки новые машины. Очень часто 3–5-летние автомобили ранее покупались как вторая или даже третья машина в семью, но сейчас, с падением доходов, многие стали отказываться от таких «излишеств». Сказал свое слово и постоянный рост загруженности столичных магистралей с увеличением стоимости парковок – ездить на работу на своей машине для многих стало невыгодным.

К тому же рост числа такси привел к существенному снижению цены поездки. По данным департамента транспорта столицы, средняя стоимость 1 км поездки в такси в 2018 году составила 44 руб./км, а средний чек при поездке на такси в Москве за 2018 год — 455 руб. Это на несколько процентов меньше, чем в 2017 году, но при этом необходимо помнить, что поездки на собственном автомобиле за прошлый год подорожали процентов на 20 из-за роста цен на бензин, а также стоимости техобслуживания в результате падения курса рубля. Правда, похоже, что стоимость поездки на такси достигла минимума и скоро перестанет дешеветь. Департамент транспорта Москвы всерьез прорабатывает возможность ограничения числа такси в столице.

Еще одними моментом в пользу снижения активности использования личных машин в столице стало развитие каршеринга. В прошлом году Москва заняла второе место в мире по количеству автомобилей, зарегистрированных в таких сервисах, а в году нынешнем может и возглавить рейтинг. В 2018 году в столице было совершено 23 млн поездок на каршеринговых автомобилях.

Скорее всего, по вышеуказанным причинам продажи б/у, а возможно даже и новых машин в Москве в нынешнем году будут снижаться. Но для очень многих жителей Подмосковья автомобиль является наиболее быстрым и удобным способом добраться до работы в московском офисе. Учитывая более низкий уровень доходов жителей Московской области по сравнению с москвичами, можно предположить, что продажи подержанных машин за пределами МКАД как минимум не будут снижаться.

Если продолжать рассматривать региональный срез рынка подержанных автомобилей, то после Московской области и столицы третье место занимает Краснодарский край, где было продано в прошлом году 266,8 тыс. (+0,1%) б/у машин. И лишь за ним следует Санкт-Петербург с показателем 192,6 тыс. (+0,7%) автомобилей. Кроме Москвы спад продаж б/у машин наблюдался лишь в Волгоградской области, где он равнялся 0,4%.

Экзотика в цене

В России еще остался обширный пласт людей, которых пятилетний экономический кризис затронул не сильно. Эти люди могут себе позволить тратить миллионы рублей на машины люксовых марок, и их не особо заботят ни огромные налоги и страховки, ни высокая стоимость обслуживания авто этого сегмента.

По данным «Автостата», в прошлом году объем вторичного рынка автомобилей сегмента Luxury в России вырос на 14% до 1,9 тыс. единиц. Наибольшей популярностью пользуются машины Bentley, которых в прошлом году было куплено 679 шт., или свыше 35% вторичного рынка люксовых машин. Вслед за англичанами идет Mercedes-Maybach с объемом продаж 591 шт. и долей рынка более 30%. «Бронза» же у Maserati – 259 машин этой марки сменило в прошлом году владельца.

В этом сегменте лидерство принадлежит Москве, где было продано 824 люксовых авто, и Подмосковью – 235 машин. Жители Санкт-Петербурга в прошлом году приобрели 180 авто высшего класса.

Покупка подержанной люксовой машины сейчас является очень хорошим вариантом для тех, кто любит пускать пыль в глаза и при этом не брезгует ездить на машине, которая раньше принадлежала кому-то другому. Дело в том, что авто высшего класса очень быстро дешевеют при полном сохранении потребительских качеств. Как правило, такие машины очень бережно эксплуатируют, регулярно проводят все регламентное обслуживание, а вот ездят на них мало.

Тем не менее, например, за новый Bentley Continental GT просят от 17 млн руб., а машину предыдущей модели 2015 года выпуска со смешным пробегом в 10 тыс. км можно купить уже за 8 млн руб. Однако вполне возможно, что уже скоро разница между новыми и «бэушными» машинами будет не столь большой, поскольку спрос на подержанные «люксы» растет опережающими темпами по сравнению с рынком новых авто. Так, в прошлом году новых люксовых машин было продано около 1,5 тыс. шт., что всего лишь на 1,6% больше, чем годом ранее.

Более чем в 2 раза выросло число продаж электромобилей. Правда, в количественном отношении этот рынок остается мизерным и находится на уровне люксовых машин: в прошлом году было продано чуть больше 2200 «бэушных» автомобилей на электрической тяге. Более 90% от этого числа пришлось на Nissan Leaf, однако была продана и 51 машина такой престижной и недешевой марки, как Tesla Model S.

Крупнейшим рынком б/у электромобилей являются зауральские регионы, где автомобилисты отдают преимущество подержанным японским праворульным машинам. Именно из Японии идут и подержанные машины на электрической тяге, стоимость эксплуатации которых в десятки раз ниже, чем традиционных бензиновых и дизельных авто. В конце 80-х годов прошлого века именно японские праворульные иномарки, привозимые с Дальнего Востока, стали вытеснять модные в то время вазовские «девятки». Как знать, может и теперь история повторится и ездить на электромобиле станет престижно и современно.

Рынок стареет

Статистика одного из крупнейших российских сервисов по выкупу подержанных машин – компании CarPrice, свидетельствует о том, что наибольший спрос в прошлом году наблюдался на машины в возрастной категории 10–15 лет. Их доля на рынке вторичных продаж составила 32,63%, что на 9,8 п.п. выше, чем годом ранее. При этом на 5,3 п.п. снизилась доля автохлама старше 15 лет – их доля на рынке в 2018 года равнялась 28,02%. Таким образом, свыше 60% перепродаваемых автомобилей имеют опасный возраст более 10 лет.

При этом с 14,36% до 11,02% уменьшилось и число «свежих» машин, от момента первичной продажи которых прошло менее 3-х лет. Этот результат объясняется, прежде всего, двумя факторами. Первый – это резкое падение продаж новых автомобилей в 2015 году, в разгар внутреннего экономического кризиса в стране. Вторая причина – пятилетнее падение реальных доходов населения. Далеко не каждый, кто привык менять машины через 3–5 лет, могут это сделать сейчас.

Есть и приятный для любителей покупать подержанные машины фактор: средняя стоимость сделки на вторичном рынке снизилась на 5,5% и составила чуть менее 450 тыс. руб. Такая динамика является не только отражением «старения» вторичных продаж, но и как правило говорит о том, что предложение начинает превышать платежеспособный спрос и рынок постепенно переходит во власть покупателей. Это значит, что при выборе подержанного авто можно и нужно торговаться с продавцом.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться