Продажи новых машин впервые за два года снизились

Продажи новых машин впервые за два года снизились

Эксперты автомобильного рынка склонны считать, что в этом году рост продаж новых автомобилей в России уже не будет измеряться двузначными величинами, как это было в прошлом и позапрошлом годах.
Рынок / Борис Соловьев 21 Апр 2019, 11:00
Продажи новых машин впервые за два года снизились

Большинство из них прогнозируют рост в диапазоне 2–5%, но есть и более мрачные прогнозы – по итогам года объем продаж новых машин упадет. Впрочем, в начале прошлого года ожидания тоже были не слишком оптимистичными – мало кто ждал роста на 13%. Но пока первый квартал вполне оправдывает ожидания пессимистов.

Призрак рецессии

За первые три месяца года Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) зафиксировала снижение объема продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей на 0,3% – до 391650 шт. По данным аналитического агентства «Автостат», падение в сегменте легковых автомобилей составило 1,5% – до 290,1 тыс.

В общем-то падение продаж дорогостоящей продукции в России в текущих экономических условиях не является чем-то нелогичным. Скорее, рост прошлого года был не очень показательным, объясняясь в том числе низкой базой после падения продаж вдвое с уровня докризисного 2013 года. Сам же кризис пройден не во всех областях: падение реальных доходов населения продолжается пять лет, что никак не способствуют высокому покупательскому спросу.

При этом в начале года ряд автодилеров поднял цены из-за взлета курса доллара прошлой осенью и повышения НДС с 1 января 2019 года. Далеко не факт, что они расценят укрепление рубля, идущее последние три месяца, как устойчивый тренд и очень быстро пересмотрят цены в сторону понижения.

И наконец, в прошлом году половина машин была куплена в кредит, ставка по которому начала расти со второго полугодия. Поэтому многие из тех, кто готов к приобретению новой машины с использованием заемных средств, в начале года выжидали либо снижения ставок, либо их дотирования автопроизводителями в условиях традиционных весенних распродаж.

Но если рубль будет и дальше укрепляться или хотя бы избежит сильной девальвации, что позволит дилерам снизить рублевые цены, а Банк России понизит ставку, то следующие кварталы будут более успешными для продавцов машин. По крайней мере, в марте этого года АЕБ уже отмечает рост продаж по сравнению с концом весны 2018 года на 1,8%.

Лидеры прежние

Тройка лидеров самых популярных машин по объемам продаж не изменилась по сравнению с данными за прошлый год. Первое место по-прежнему занимает Lada, продажи которой выросли по данным АЕБ на 4% до 82363 шт. Второе место удерживает KIA – 52982 машин этой марки было куплено в первом квартале (рост +1%). Тройку лидеров замыкает Hyundai, увеличивший продажи на 7% – до 41425 машин.

Toyota, хоть и нарастившая продажи на 5%, опустилась с четвертого места на пятое, пропустив вперед Renault, продажи которого, впрочем, считаются с учетом легких коммерческих грузовиков, которых в российской продуктовой линейке японского автогиганта нет. Однако Toyota сохранила лидерство по продажам среди марок «среднего класса».

Среди моделей первые два места держит опять-таки продукция «Автоваза»: Lada Granta с объемом продаж 28 626 (+39%) и Lada Vesta – 27 888 шт. (+15%). Тройку лидеров замыкает KIA Rio, продажи которых в первом квартале упали на 12% – до 22 275 машин.

Вообще из 25 самых продаваемых моделей лишь 6 можно отнести к среднему классу, остальные – машины низшей ценовой категории. Такой расклад является очевидным отражением экономической ситуации в стране.

Среди мировых брендов наибольший прирост продаж в размере 191% показал Genesis – попытка корейского Hyundai выйти на рынок люксовых автомобилей. На втором месте с показателем 80% находится Jeep, а замыкает тройку лидеров с 72% Volvo.

Лидерство этих марок по приросту продаж могло быть следствием более раннего начала «скидочной кампании», пик которой традиционно приходится на середину – конец весны. К тому же дилеры снизили цены на некоторые модели в преддверии появления на российском рынке новых или глубоко модернизированных моделей.

Вторичка подрастает

Не впечатляют и продажи на вторичном авторынке. По данным «Автостата», за январь – март в России сменили собственников 1 млн 137,1 тыс. автомобилей, что лишь на 0,5% больше аналогичного показателя 2018 года. При этом в прошлом году прирост продаж «вторички» равнялся 2,4%.

К тому же, согласно проведенному агентством исследованию, в городах-миллионниках наблюдается снижение числа сделок с подержанными машинами. Всего за два месяца показатель снизился на 3,1%, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге упал на одинаковую величину – 8,2%.

Часто бэу-автомобиль приобретается как второй-третий в семье, и похоже, жители крупных городов не спешат увеличивать семейные автопарки. Действительно, введение платных парковок, выделенных полос для движения общественного транспорта, снижение стоимости такси и постоянно растущие «пробки» делают владение автомобилем все дороже и дороже.

Лидером вторичных продаж, как и прежде, является отечественная марка LADA, на долю которой пришлось около четверти общего объема сделок. Далее следуют Toyota и Nissan, а первую пятерку замыкают Hyundai и KIA.

Утильсбор признан налогом

Прошедшее в начале года повышение цен на автомобили из-за роста НДС и курса доллара не последнее. Как только автодилеры распродадут нынешние складские запасы, они вновь увеличат цены на новые машины из-за роста утилизационного сбора.

Так, для новых легковых автомобилей с объемом двигателя до 1000 куб. см ставка с 1 апреля выросла на 16,2%, до 33 тыс. рублей; с объемом двигателя от 1000 до 2000 куб. см рост составит 90% – до 84 тыс. руб., а для легковушек с двигателем от 2000 до 3000 кубиков – повысится на 49,3% до 126 тыс. руб.

Японская Subaru уже поспешила объявить о повышении цен на 30–50 тыс. руб. из-за роста утилизационного сбора. Впрочем, в данном случае повышение цен носит, как ни странно, скорее рекламный характер. Дело в том, что Subaru начала большую рекламную кампанию, в рамках которой предоставляет двузначные скидки на машины прошлого года выпуска. Повышение же базовых розничных цен на машины, за которые утилизационный сбор был заплачен по старому тарифу, увеличивает формальный размер скидки и тем самым делает приобретение машины более заманчивой в глазах потенциальных покупателей.

Символично, но именно 1 апреля были опубликованы предложения Минфина внести утилизационный и ряд других сборов в официальный перечень налогов. Это желание среди прочего связано с тем, что уклонение от уплаты налогов может трактоваться как преступление, в отличие от неуплаты сборов. Но тем самым Минфин фактически признал, что утилизационный сбор со времени его введения в 2012 году являлся не чем иным, как скрытым налогом.

Между тем многие годы чиновники объясняли, что утилизационный сбор – это авансовый платеж за услуги государства по утилизации автомобиля, когда он станет непригодным для эксплуатации. Впрочем, таким объяснениям все равно никто не верил. В любом состоянии машину можно сдать на металлолом и получить, а не заплатить, за это деньги. Кроме того, стоимость утилизации никак не может зависеть от объема двигателя автомобиля.

Официальное признание утилизационного сбора налогом может сыграть на руку авторынку. Дело в том, что недавно премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявлял, что правительство готово ввести мораторий на повышение налогов. Таким образом, постоянный рост утильсбора и сопутствующего ему подорожания автомобилей имеет шансы завершиться.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться