Продажи новых машин стагнируют

В прошлом году в России было продано чуть более 1,8 млн новых автомобилей – это на 12,8% больше чем годом ранее. На этот год прогнозы экспертов были пессимистичнее – большинство склонялось к мнению о символической прибавке, в несколько процентов. Однако все идет к тому, что даже эти прогнозы не сбудутся: в первом квартале спад продаж составил 0,3%, а во втором покупателей машин стало еще меньше. Не исключено, что в целом по году мы увидим спад.
Рынок / Борис Соловьев 13 Июл 2019, 21:30
Продажи новых машин стагнируют

Продажи покатились вниз

По данным Ассоциации европейского бизнеса, за первую половину нынешнего года в России было продано 828 750 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Это на 2,4% меньше, чем годом ранее.

По итогам первого квартала казалось, что ситуация может пойти в лучшую сторону: в последний месяц весны рост продаж составил 1,8%. Но с апреля начался спад продаж: рынок потерял по сравнению с годом ранее 2,7% покупателей, в мае продажи рухнули вообще на 6,7%, а в июне – на 3,3%. Причем резкий спад продаж произошел именно в период, когда автодилеры распродают модели прошлого года и предоставляют максимальные скидки. По некоторым оценкам, в этом году размер скидок был большим, чем в прошлом.

Это связано с несколькими факторами. Прежде всего, на размере скидок сказался курс доллара. При определении ценовой политики и прайс-листов продавцы, напуганные резким ослаблением рубля в декабре прошлого года, закладывались на курс около 70 руб за доллар. Укрепление российской валюты к доллару за первое полугодие более чем на 10% позволило увеличивать размер скидок. Снижать цены на автомобильном рынке почему-то не принято – автодилеры заманивают клиентов скидками и подарками. Но спад спроса на новые машины начался проявляться еще в конце прошлого года, и чтобы не остаться с прошлогодними машинами до осени, когда на рынок выйдут новые модели, дилеры опять-таки были вынуждены увеличивать скидки.

Цены растут, прогнозы падают

Однако даже с учетов повышенных скидок цены на автомобили продолжают расти. По оценке агентства «Автостат», за 5 месяцев 2019 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля выросла на 9,9% до 1 млн 518,7 тыс. руб. Средневзвешенная цена иномарки за составила 1 млн 776,9 тыс. руб. (+11,1%), а отечественного автомобиля – 660,5 тыс. руб. (+8,2%). Аналитики рассчитывали показатели на основе средних значений цен, рекомендованных дистрибьютором, то есть без учета скидок.

Причин роста цен несколько. Практически каждый год автопроизводители вносят в модели незначительные изменения и усовершенствования, служащие больше поводом, чем объективной необходимостью для поднятия цен на несколько процентов. Не могло сказаться на удорожании машин и повышение НДС с 1 января, а также утилизационного сбора с 1 апреля. Но основной причиной спада продаж все-таки явились внутренние факторы. 

Прежде всего, это продолжающиеся шестой год подряд снижение реальных располагаемых доходов населения. Учитывая отсутствие видимых перспектив на улучшение экономической ситуации в стране, все больше и больше домохозяйств переходят на «режим максимального сбережения» и максимально откладывают дорогостоящие покупки. В результате самые оптимистичные прогнозы на итоги года по продажам машин сместились в сторону хотя бы удержания показателя прошлого года.

«После 6 месяцев 2019 года мы видим рынок, который уменьшился на 2,4 % по сравнению с прошлым годом, а второй квартал стал более трудным, чем первый. Ожидания на рынке в отношении второй половины года не лучше. Ясно, что рост рынка в 2019 году уже больше нереалистичный сценарий. Даже при некотором положительном тренде во второй половине года, самое лучшее, на что можно было бы надеяться, – повторение результата продаж прошлого года», – считает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. С ним согласен и президент «АвтоВАЗа» Ив Каракатзанис, который «не видит возможности увеличения рынка» до конца 2019 года.

Не проглядывает оптимизм и у аналитиков «ВТБ Капитала»: «На наш взгляд, наблюдаемый негативный тренд отражает низкий уровень потребительского спроса, дополнительное давление на который оказало повышение цен на автомобили в начале года. Мы полагаем, что недавнее решение правительства в ближайшие месяцы принять меры для поддержания рынка будет способствовать улучшению конъюнктуры во втором полугодии 2019 года. В результате, по нашим оценкам, российский рынок может завершить 2019 год в небольшом плюсе, хотя последние тенденции ставят такой прогноз под сомнение».

Опять господдержка

С 1 июля возобновлена господдержка автопрома – это льготные программы «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», а также льготный лизинг. Всего государством выделено 10 млрд руб., которых, по словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, хватит до конца 2019 года. Из этой суммы 6 млрд руб. будет направлено на субсидирование автокредитов, а 4 млрд руб. –лизинговых программ. По оценкам министерства, в рамках господдержки население приобретет около 75 тыс. машин. Сейчас готово субсидировать банкам 2/3 ключевой ставки ЦБ по автокредитам на покупку новой машины, собранной в России, но при этом ее цена не должна превышать 1,450 млн руб. Под это условие попадает не только продукция чисто российский автозаводов, но и бюджетные иномарки, собираемые в России.

Те, кто покупает машину первый раз, а также семьи с двумя и более детьми могут еще получить скидку в 10% при покупке тех же дешевых авто. Если министр не ошибся, то во втором полугодии нас ждет еще больший спад продаж. Дело в том, что правительство уже возобновляло в этом году стимулирующие меры для повышения продаж автомобилей и выделяло на это 10,4 млрд руб. Эти средства были фактически израсходованы за 2 месяца – март и апрель. Однако если снижение спроса относительно показателей прошлого года в ближайшее время будет исчисляться несколькими процентами, то с учетом снижения продаж в абсолютном выражении летом выделенных 10 млрд руб. хватит от силы на 3–4 месяца.

Спрос на дешевое

Наибольшим спросом на российском рынке пользуются бюджетные машины, подавляющее большинство из которых как раз и попадает под указанные программы стимулирования автопрома. По сравнению с первым кварталом, лидеры продаж остались прежние. На первом месте с показателем 174 186 и приростом в 3% располагается «Лада», далее следует KIA, продажи которой остались на уровне соответствующего периода прошлого года, – 111 605, а замыкает тройку лидеров Hyundai, увеличивший продажи на символический 1%.

Наибольший прирост продаж за январь – июнь пришелся на китайские Geely (284%) и Haval (202%). Но их продажи в абсолютных величинах невелики: 4032 и 3492 машины. Это находится на уровне продаж таких несравнимо более дорогих и престижных марок как Volvo, Land Rover и Subaru. Впрочем, в условиях падения доходов населения и сползания спроса в сторону более дешевых моделей китайские автопроизводители имеют хорошие шансы увеличить продажи. По крайней мере, Haval, похоже, рассчитывает ворваться в десятку лидеров продаж, иначе он вряд ли стал бы строить завод в Тульской обрасти.

Новые мощности были официально введены в эксплуатацию в первых числах июня. Всего завод строился из расчета производства 150 тыс. автомобилей в год, однако на пока планируется производить около 30 тыс. машин с уровнем локализации 30%. Сейчас на автозаводе собирают кроссоверы F7, в ближайшем будущем планируется начать производство рамного внедорожника Haval H9, а потом – купе-кроссовера F7x. Однако есть большие сомнения в реалистичность этих планов – уж слишком высокая цена на новые модели Haval. Так, прайс-лист на F7 начинается от 1450 тыс. руб., а на H9 – и вовсе от 2,5 млн руб. За такие деньги можно приобрести несравнимо более надежные и технически совершенные бэушные автомобили корейских, а то и японских автопроизводителей в отличном состоянии.

Безымянный.jpg

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться