На рынке такси складывается опасный монополизм

На рынке такси складывается опасный монополизм

За последнее время популярность такси существенно возросла, особенно среди жителей мегаполисов. Удобство оформления заказа, быстрота подачи авто и дешевизна этой услуги заставляют многих отказываться от общественного транспорта, а тем более личного. И, как результат, с 2015 года рынок такси вырос более чем на 50%. Отсюда вывод: как потребителя, так и бизнес ожидают в будущем только светлые и взаимовыгодные перспективы. Так ли это?
Рынок / 09 Фев 2020, 21:00
На рынке такси складывается опасный монополизм

Замедленный рост

Итак, за период с 2015 по 2017 год отечественный рынок такси продемонстрировал прямо-таки рекордный скачок – более чем на 40%. Активная деятельность агрегаторов (службы заказов) по завоевыванию своего «места под солнцем» привел к снижению стоимости поездки, что, в свою очередь, существенно увеличило число пассажиров. Логично, ведь именно цена для россиян является решающим фактором при выборе перевозчика, оттесняя уровень безопасности и сервиса на второй план.

Заметим, что рынок такси развивается по интенсивному пути, а именно за счет снижения холостого пробега, роста утилизации автомобиля и дохода водителя. А среди драйверов роста выступают регионы с городами-миллионниками, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.

По итогам 2019 года объем легального рынка такси составил порядка 709 млрд рублей, причем доход водителя составляет около 64% от этой суммы. Три другие весомые доли «пирога» легковых перевозок – отчисления агрегаторам (65 млрд), аренда автомобиля и расходы на топливо (по 69 млрд на каждый сегмент). Плюс еще выплаты таксопарку и затраты на техобслуживание.

Кстати, начиная с 2018 года некогда бурный рост стал заметно замедляться и, как считают эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ, данная динамика в перспективе сохранится. Так, если 2019 год продемонстрировал плюс 5,6%, то 2020-й прогнозируется на уровне 3,7%. В дальнейшем этот показатель стабилизируется на уровне, превышающем рост экономики приблизительно на 2%. Таким образом, к 2022 году объем рынка официального такси приблизится к 791 млрд рублей.

Как и в каждой отрасли, здесь присутствует свой нелегальный сектор, то есть машины, не имеющие разрешений на легковые перевозки. Кстати, с 2015 по 2017 год его объем сократился с 116 млрд рублей до 75 млрд рублей, правда, такой прогресс оказался недолгим. С 2018 года этот показатель стал расти и превышает сейчас уже 100 млрд рублей. Доля «серых» поездок составляет порядка 16%, а в денежном выражении – как минимум 12% от объема рынка. Причем нелегальные автомобили сконцентрированы в основном в регионах с более низкими расценками на услуги такси.Таким образом, госказна не досчитывается 6 млрд рублей от налоговых поступлений.

В ожидании перемен

Одним из способов решить проблему является упрощение процедуры выдачи разрешений самозанятым водителям. В связи с этим в прошлом году в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане стартовал эксперимент. Регистрация в таком статусе создает более щадящий налоговый режим: 4% при работе с физлицами и 6% – с компаниями.

Однако парадокс ситуации заключается в том, что по существующему законодательству разрешение на таксомоторные перевозки могут получать только ИП и компании, но не самозанятые граждане. Поэтому сначала они вынуждены получить статус ИП и только потом смогут рассчитывать на разрешение. Мало того, закон запрещает агрегаторам сотрудничать с самозанятыми как с физлицами. Так что эксперимент «по упрощению» особого энтузиазма среди самостоятельных таксистов не вызывает. Много промежуточных звеньев, которые «съедают» все преимущества особого налогового режима, который таковым уже и не является.

Рассмотрим другой парадокс нашего времени. Так, число таксистов-ИП, работающих в Калмыкии, в 2,6 раза больше количества выданных разрешений, в Северной Осетии – на 85%, а в Адыгее – почти на 60%. Оформляя своих сотрудников как ИП с основным видом деятельности «таксомоторные перевозки», таксопарки таким способом уходят от налогов.

Или же другой пример. Во время рейда в Нижнем Новгороде у более чем 90% проверенных таксистов, которые получали заказы через агрегаторов, не было разрешения на перевозку пассажиров и багажа. В связи с этим возникает новый вопрос: какова степень ответственности служб заказов перед клиентами, которым они предоставляют машину? На данный момент, похоже, никакой.

Вопросы к агрегатором на уровне Госдумы возникали еще в 2015 году. В частности, предлагалось сократить их комиссию. В среднем по стране сейчас она составляет 12–23%, а в некоторых случаях может достигать 30%. В зону ответственности агрегаторов должен входить и контроль за режимом работы и отдыха таксиста, что напрямую связано с безопасностью поездки.

Однако единого мнения, как строить регулирование отрасли, пока нет, все находится в стадии обсуждения. А ведь именно государство на законодательном уровне создает условия, чтобы таксистам и связанным с ними бизнесом было выгодно работать в легальном секторе.

Точка невозврата

Агрессивная ценовая политика агрегаторов последних лет позволила им завоевать более 60% рынка. В перспективе эта доля будет только расти. Однако такой демпинг долго продолжаться не может, а когда он исчерпает себя, цены на услуги такси станут повышаться. Нетрудно предсказать, к чему это приведет. Потребителей подорожание, безусловно, отпугнет, и они вновь пересядут на общественный транспорт. Или же будут искать альтернативу в «сером» секторе, который, в свою очередь, будет расти. Ну а легальные поездки станут для многих недоступными.

Еще один тревожный тренд называют участники рынка – курс на укрупнение агрегаторов, в том числе и за счет поглощения других игроков. Такая нездоровая консолидация рано или поздно приведет к монополии одной из компаний, которая будет устанавливать свои правила ценообразования, не гнушаясь и повышением комиссии для отдельных таксистов. Таким образом, водители будут работать все больше, а получать – меньше. Уже сейчас у многих рабочий день длится 12 и более часов. И это при стандарте 8–10. У потребителей, в свою очередь, не будет возможности вызвать альтернативное такси, что прежде всего скажется на регионах. Монополизм одного из агрегаторов непременно приведет и к снижению безопасности поездок.

Какой же выход из ситуации видят эксперты? Конечно же, сохранение высокой конкуренции между игроками разного масштаба, которая способна предоставить потребителю широкий выбор решений под разный кошелек в мегаполисах и в небольших городах, а водителю – достойный заработок и человеческие условия труда.

А пока не наступила точка невозврата для всего рынка такси, государству необходимо оперативно вмешаться в ситуацию и наконец-то выработать понятные и прозрачные правила игры для агрегаторов, пока они не поглотили всех остальных. Без нового законодательства рынку будет в перспективе трудно развиваться.

Итак, популярность такси среди россиян за последние годы набирает обороты, и прежде всего из-за его дешевизны. Тем не менее темпы роста отечественного рынка постепенно замедляются, но в этом нет ничего страшного: после резкого скачка он стабилизируется.

Подписывайтесь на нашу рубрику:
Для подпсики необходимо авторизироваться
Укажите вашу электронную почту в личном кабинете
Комментарий
Чтобы оставить комментарий необходимо авторизироваться